- 1.
«Псалом Давиду». И сей псалом содержит в себе туже мысль; потому что предвозвещает то и другое пришествие Спасителя; но более говорит о пришествии первом.
«Воспойте Господеви песнь нову». Поелику Пророк возвещает изменение древняго порядка дел, и предрекает новый некий образ жизни; то спрадливо повелевает вознести Богу и «песнь нову».
«Яко дивна сотвори Господь». Преестественно и необычайно то, что совершено Богом всяческих.
«Спасе» Ему [в слав. переводе читается: «спасе Его»]. «десница Его, и мышца святая Его». Не однократно говорили мы, что рукою Пророк называет действование, а десницею-действование благое. Говорит же, что спасение человеков есть дело силы Его. Водясь безмерным человеколюбием, Господь прибытком для Себя почитает жизнь людей. Посему-то Пророк не сказал: «спасе» их «десница Его», но: «спасе Ему». Ибо, освободив их от прелести идольской и показав высоту Своего царства, преподал им спасение. И сие яснее выразил Пророк в присовокупляемом.
- 2.
«Сказа Господь спасение Свое: пред языки откры правду Свою». Всем человекам предложил спасительныя воды, и язычникам явил праведное царство Свое.
- 3.
«Помяну милость Свою Иакову, и истину Свою дому Израилеву: видеша вси концы земли спасение Бога нашего». Весьма сходно сие с предвещаниями Пророка Исаии; ибо чрез него Бог всяческих изрек Владыке Христу: «дах Тя в завет рода, во свет языком, еже быти Тебе во спасение, даже до последних земли» ((Ис 49:6)). Поелику и чудным патриархам: Аврааму, Исааку, и Иакову, и божественному Давиду обетовал Бог всяческих, от семени их по плоти воставить Христа и чрез Него даровать спасение всем людям; то Пророк Исаия бывшее отцам обетование назвал заветом; потому что слово: «завет» другие толковники перевели: договор. «Родом» же Его назвал Израиля; потому что, как говорит Апостол, от Иудеев «Христос по плоти» ((Рим 9:5)). Посему «дах Тя в завет рода», то есть, чтобы исполнить договор с Иудеями, но «во свет» уже не Иудеям, «а языком»; потому что язычники посредством веры стали причастны спасения, Иудеи же возлюбили мрак неверия. Сие и здесь сказал блаженный Давид: «помяну милость Свою Иакову, и истину Свою дому Израилеву»: потому что исполнил данныя им обетования. Но «видеша вси концы земли спасение Бога нашего»; потому что, не для одних Иудеев, но для всех человеков возсиял свет истины.
- 4.
«Воскликните Богови вся земля: воспойте, и радуйтеся, и пойте». Поелику все освобождены от горькаго диавольскаго мучительства; то вознесите победную песнь спасшему Богу. Воскликновение есть клик одерживающих победу. И мы исполняем повеленное; потому что, восклицая и взывая, обыкли песнь сию возносить Богу во время таинства, и ликовствуя со всяким благодушием, и воспевая, и поя.
- 5.
«Пойте Господеви в гуслех, и гласе псаломсте». Можно видеть, что и сей закон непрестанно исполняется в церквах; ибо, в духовныя гусли бряцая, издаем божественное сладкопение. Духовными же гуслями соделываем наши тела, вместо струн служат нам зубы, вместо меди – уста, и быстрее всякаго бряцала движимый язык производит стройные звуки бряцаний, а языком движет ум, как некий сведущий в мусикии и искусно выполняющий его переходы. Гусли сии приятнее Богу гуслей неодушевленных. И свидетель сему Он Сам, когда чрез Пророка взывает Иудеям: «отстави от Мене глас песней твоих», и гласа «органов твоих не послушаю» ((Ам 5:23)).
- 6.
«В трубах кованных и гласом трубы рожаны». Божественное писание нередко трубою называеть возглашение; так Господь в Евангелии говорит: «егда твориши милостыню, не воструби пред собою, якоже лицемери творят» ((Мф 6:2)), то есть, не провозглашай, и не делай явною для всех, чтобы тщеславием не повредить плода человеколюбия. Потому и здесь трубою Пророк называет учение, из котораго дознаем мы оказанныя нам благодеяния, и изучаем полезные для нас законы. Коваными же трубами называет он трубы медныя, а рожаными – сделанныя из рогов, и таковыя трубы обыкновенно были в употреблении у Иудеев. А что было введено у них, то служило сению нашего. Поэтому они приносили в жертву агнца безсловеснаго, а мы приносим Агнца спасительнаго, «вземлющаго грехи мира» ((Ин 1:29)). Так у них были в употребление трубы неодушевленныя, а у нас одушевленныя и словесныя. И наши трубы суть божественные Апостолы, богомудрые Пророки, и после них сподобившиеся дарования учительства.
«Вострубите пред царем Господем». Вознесите победную песнь Царю и Владыке всяческих.
- 7.
«Да подвижится» [точнее: да восколеблется] «море и исполнение его, вселенная и вси живущии на ней». Симмах же перевел так: да издадут глас море с исполнением его, вселенная и обитающие в ней. Исполнение пророчества преимущественно можно видеть в многолюдных городах; потому что множество благочестивых людей в церквах уподобляется волнующемуся морю. Сему же подобен и глас поющих. А по переводу седьмидесяти, пророческое слово изобразило движение и изменение населяющих море и сушу; потому что колеблется движущееся, и в движение приходит изменяющееся.
- 8.
Ст. 7-8 «Реки восплещут рукою вкупе». Опять реками Пророк наименовал причастников благодати учительства, на подобие рек изливающих божественные токи. О них сказал, что рукоплещут и песнословят Бога; потому что и рукоплескание свойственно опять победившим.
«Горы возрадуются» «От лица Господня, яко грядет: яко идет судити земли». Здесь горами Пророк нарек тех которые имеют высокий и высокопарящий образ мыслей, и на которых зиждется град Божий. Ибо сказано: «не может град укрытися верху горы стоя» ((Мф 5:14)); и: «основания его на горах святых» ((Пс 86:2)). О них сказал Пророк; что радуются и веселятся, познав пришествие Бога и Спасителя нашего; ибо, ожидая воздаяний за труды, радуются, зная правдивость Судии.
«Судит» [по слав. переводу: «судити»] «вселенней в правду, и людем правостию». Ибо в первое пришествие явлено много милости; а во второе будет явлена правда. Сказано: «вси бо предстанем судищу Христову» ((Рим 14:10), «да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла» ((2Кор 5:10)). Сие же сказал и Пророк: «единою глагола Бог, двоя сия слышах: зане держава Божия, и Твоя Господи милость: яко Ты воздаси комуждо по делом его» ((Пс 61:12)).
- 9.
от лица Господня, яко грядет, яко идет судити земли: судити вселенней в правду, и людем правостию.
См. Толкование на (Пс 97:8)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 97