Глава 112

  • 1.

    «Аллилуия». Другая песнь, написанная также нам на пользу, и возбуждающая людей к песнопению Благодетеля.

    Ст. 1-2 «Хвалите отроцы Господа». Отроками называет здесь Пророк не юных, как предполагали иные, но рабов. Ибо так перевели и Акила, и Симмах, и Феодотион; да и в еврейском сказано: «авди»; а тоже и у сирскаго переводчика. И слово: «хвалите» в еврейском читается: «аллилуия»: откуда явствует, что «аллилуия» толкуется: «хвалите Господа».

    «Хвалите имя Господне». «Буди имя Господне благословенно отныне и до века». Вам, как рабам и получившим бытие от Бога, говорит Пророк, надлежит песнословить имя Его, хотя не знаете естества; потому что имеет безначальное и вечное благословение и благохваление. Сие означают слова: «от века и до века». Должны же и мы возносить Ему, как Творцу, благодарственную песнь.

  • 2.

    Буди имя Господне благословено отныне и до века.

    См. Толкование на (Пс 112:1)

  • 3.

    «От восток солнца до запад хвально имя Господне». Псалом предвозвещает Боговедение, сообщенное язычникам по вочеловечении Единороднаго. Ибо древле Бог всяческих песнословим был даже не всеми Иудеями, а только не многими живущими благочестиво. Но по рождении от Девы, и по спасительном страдании, «во всю землю изыде вещание» проповедников истины, «и в концы вселенныя глаголы их» ((Пс 18:5)), и наполнилась «вся земля ведения» Господня, «яко же вода многа» для покрытия морей ((Авв 2:14)). Сие Бог всяческих изрек устами и другаго Пророка: «несть воля Моя в вас, и жертвы не прииму от рук ваших. Зане от восток солнца и до запад велие имя Мое во языцех, и на всяком месте фимiам приносится имени Моему, и жертва чиста» ((Мал 1:10)). Согласно с сим предрекает и сие духовное сладкопение.

  • 4.

    «Высок над всеми языки Господь: над небесы слава Его». Все народы дознали, что Он есть Вышний и Бог, Создатель всех, песнословимый небесными Ангелами.

  • 5.

    Ст. 5-6 «Кто яко Господь Бог наш?» Божественное Писание многократно повторяет сие. И блаженный Моисей говорит: «кто подобен Тебе в бозехь Господи, кто подобен Тебе? прославлен во Святых» ((Исх 15:11)); и блаженный Давид сказал: «кто во облацех уравнится Господеви? Уподобится Господеви в сынех Божиих» ((Пс 88:7))? И еще: «яко кто Бог разве Господа? Или кто Бог разве Бога нашего» ((Пс 17:32))? Из всех сих изречений дознаем, что Бог всяческих несравним, и что никакое существо не может сравняться с Божиим естеством, или силою, или деятельностию.

    «На высоких живый», «И на смиренныя призираяй на небеси и на земли». Ибо почитаемый живущим на небесах все назирает, и ничего существующаго не оставляет без Своего о том попечения.

  • 6.

    и на смиренныя призираяй на небеси и на земли:

    См. Толкование на (Пс 112:5)

  • 7.

    Ст. 7-8 «Воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога»: «Посадити его с князи, с князи людей Своих». Сие изрекла и блаженная Анна, слагая Богу благодарственную песнь ((1Цар 2:8)). Сие же, как видим, и всегда творит Бог всяческих; так блаженнаго Давида, бывшаго пастырем, соделал царем; так Иосифа, впадшаго в рабство, посадил на царский престол; так Моисея, бывшаго пастырем овец, соделал народоправителем людей Своих, и поставил в Бога Фараону; так народы, порабощенные нищете нечестия и седящие на гноище греха, сподобил благ дарованных Израилю; так естество человеческое, ниспадшее на самое дно смерти, восприял, возвел и посадил «превыше всякаго начальства и власти и господства, и всякаго имене именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем» ((Еф 1:21)).

  • 8.

    посадити его с князи, с князи людий своих:

    См. Толкование на (Пс 112:7)

  • 9.

    «Вселяяй неплодовь в дом, матерь о чадех»веселящуюся». И сие можно также видеть совершившимся на людях. Ибо и Сарру, и Ревекку, и Рахиль, и Анну, и Сампсонову матерь, и Елисавету, бывших безплодными, соделал матерями чад. В более же собственном и истинном смысле можно видеть сие на Церкви; потому что ее, древле неплодную и безчадную, соделал матерью веселящеюся о безчисленных чадах, по пророчеству, в котором сказано: «возвеселися неплоды нераждающая, возгласи и возопий не чревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа» ((Ис 54:1)).