Глава 105

  • 1.

    «Аллилуия:» В сто четвертом псалме пророческое слово описывало Божии благодеяния; а в сем псалме и благодеяния напоминает, и облагодетельствованных обвиняет в неблагодарности, и показывает различныя наказания на них наложенныя. Излагается же псалом как бы от лица благочестивых, которые оплакивают общия бедствия, и умоляют о пощаде.

    «Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его». И за прежния благодеяния песнословьте Владыку, и ожидайте исполнения благих надежд; потому что Владыка благ и человеколюбив, и не престает водиться всегда милостию. Потом Пророк показывает, сколько повествование о чудесах Божиих превышает естество человеческое.

  • 2.

    «Кто возглаголет силы Господни? Слышаны сотворит вся хвалы Его?» Никакое слово недостаточно к песнопению Бога всяческих.

  • 3.

    «Блажени хранящии суд, и творящии правду во всякое время». За сознанием греха следует ублажение добродетели; потому что, кто несет наказания за грех, тот ублажает освободившихся от онаго и украшающих жизнь свою правдою, – ублажает же не того, кто однажды поступил правдиво, но кто всегда и непрестанно следует по следам правды.

  • 4.

    «Помяни нас Господи во благоволении людей Твоих, посети нас спасением Твоим». Здесь Пророк подразумевает народ новый и церковь из язычников, которую Господь сподобил спасения, и общение с которою восхищать себе поучаются и Иудеи. Согласно же с сим разумением и присовокупляемое.

  • 5.

    «Видети во благости избранныя Твоя, возвеселитися в веселии языка Твоего, хвалитися с достоянием Твоим». То есть, умоляем о том, чтобы и нам быть причастниками в веселии новаго народа Твоего, и иметь общение в оказываемой ему благости.

  • 6.

    «Согрешихом со отцы нашими, беззаконновахом, неправдовахом»; то есть, как бы в некоторое наследство прияли мы от отцев нарушение законов Твоих; отцами же называет Пророк не святых патриархов, но бывших после них. Сие дал он видеть в следующих за сим словах.

  • 7.

    «Отцы наши во Египте не разумеша чудес Твоих, не помянуша множества милости Твоея». Ибо после стольких чудес, совершенных ради них в Египте, не восхотели уразуметь силу Твою.

    «И преогорчиша восходяще в Чермное море». Ибо увидев, что преследуют Египтяне, а море препятствует спасаться бегством, не восхотели ожидать Твоей помощи, но возопили на великаго Моисея, говоря: «за еже не быти гробом во Египте, извел еси нас умертвити в пустыне» сей ((Исх 14:11)). Впрочем, хотя оказались они неблагодарными, Ты сподобил их спасения. Ибо Пророк присовокупил следующее.

  • 8.

    «И спасе их имене Своего ради, сказати силу Свою»; «И запрети Чермному морю, и изсяче, и преведе я в бездне яко в пустыни». «И спасе я из руки» ненавидящаго, «и избави я из руки врага». Ибо, словом дно морское обнажив от вод, великую эту бездну соделал для них удобопроходимою коням пустынею. В пустынях много удобства шествующим от того, что нет растений и препятствующих шествию преград; посему удобство перехода чрез море Пророк выразил сравнением его с пустынею.

  • 9.

    «Покры вода стужающия им: ни един от них избысть»; потому что вода потопила всех Египтян; одно и тоже море Евреям послужило во спасение, а Египтянам – в наказание.

  • 10.

    «И вероваша словеси Его, и воспеша хвалу Его». Ибо у поющих мужей начальником был великий Моисей, а у лика жен – Пророчица Мариам. Предана же письмени и песнь их.

  • 11.

    «Покры вода стужающия им: ни един от них избысть»; потому что вода потопила всех Египтян; одно и тоже море Евреям послужило во спасение, а Египтянам – в наказание.

  • 12.

    «И вероваша словеси Его, и воспеша хвалу Его». Ибо у поющих мужей начальником был великий Моисей, а у лика жен – Пророчица Мариам. Предана же письмени и песнь их.

  • 13.

    «Ускориша, забыша дела Его: нестерпеша совета его»: «И похотеша желанию в пустыни, и искусиша Бога во безводней». Имея столько сильных удостоверений в Божием могуществе, не просили снабдить необходимым, и не ожидали Божия дара, но тотчас начали злословить Божиих служителей.

  • 14.

    и похотеша желанию в пустыни и искусиша Бога в безводней.

    См. Толкование на Пс. 105:

  • 15.

    «И даде им прошение их, посла сытость в души их». Прошением Пророк назвал пожелание; потому что не просили, но роптали. Однако же дал им Бог обилие мяс, и хлеб нерукотворенный, и сладкую в обилии воду.

  • 16.

    «И прогневаша Моисея в стану, Аарона святаго Господня». Ибо Корей и его сообщники покушались похитить священство, а Дафан и Авирон замышляли присвоение себе другаго начальства.

  • 17.

    Ст. 17-18 «Отверзеся земля и пожре Дафана, и покры на сонмищи Авирона»: «И разжжеся огнь в сонме их, пламень попали грешники». Дафан и Авирон со всем семейством поглощены землею, а Корей и бывшие с ним попалены ниспосланным от Бога огнем. Наказания же сии Бог наложил, побуждая других уцеломудриться, но они не восхотели извлечь из сего пользы. Сие видно из повествования о том, на чтó они отважились.

  • 18.

    и разжжеся огнь в сонме их, пламень попали грешники.

    См. Толкование на (Пс 105:17)

  • 19.

    «И сотвориша телца в Хориве». Пророк не просто упомянул о горе, но с намерением показать чрезмерность нечестия. Ибо на сей горе явился Господь всяческих; там исполнил их страха, явившись в сильном огне, при звуках труб, при ударах грома, среди страшных явлений изрекая закон; там отважились они на нечестие.

    «И поклонишася истуканному». И это служит обвинением в другом еще безумии. Ибо видели, что получило оно вид свой от искусства человеческаго, и воздали сему Божеское чествование.

  • 20.

    «И измениша славу Его в подобие тельца ядущаго траву». Весьма приличными чертами Пророк изобразил неразумие их. Ибо вместо того, Кто совершил столько чудес, Кто даровал им чудное оное спасение, и может производить столько и таких дел, почтили изображение тельца, когда тот, с кого снято сие изображение, имеет нужду в питании. Да и пища у тельца не хлеб, предлагаемый существам словесным, но трава и сено. А изображение тельца гораздо маловажнее самаго тельца, который по естеству безсловесен, питается сеном и дан в служение людям. Ибо изображение сие не только безсловесно, но и не одушевленно, не может ни действовать, ни мычать, ни есть. Однако же и сие столько безсильное предпочли они Богу всяческих.

  • 21.

    Ст.21-22 «И забыша Бога спасающаго их, сотворшаго велия во Египте». «Чудеса в земли Хамове, страшная в мори Чермнем». Не содержали в памяти ни собственнаго спасения, ни казни египетской, ни великаго чуда на море; но вдруг презрели все это.

  • 22.

    чудеса в земли Хамове, страшная в мори чермнем.

    См. Толкование на (Пс 105:21)

  • 23.

    «И рече потребити их, аще не бы Моисей избранный Его стал в сокрушении пред Ним, возвратити ярость Его, да не погубит их». Ибо, когда изрек Бог всяческих: «остави Мя, и возъярився гневом, потреблю их: и сотворю тя в язык велик» ((Исх 32:10)); тогда блаженный Моисей сказал: «аще оставиши им грех, остави: аще же ни, изглади мя из книги, в нюже вписал еси» ((Пс 105:32)).

  • 24.

    Ст. 24-25 «И уничижиша землю желанную, не яша веры словеси Его»: «И поропташа в селениих своих, не услышаша гласа Господня». Пророк упоминает о непокорности при другом случае. Ибо, когда повелел Бог войдти в обетованную землю, они, впав в недуг боязни явно воспротивились, говоря, что Хананеи мужественны, сами же они не имеют достаточных сил вступить с ними в сражение. А это- явный знак неверия; потому что самовидцам столь многих и великих чудес справедливо было во всем довериться могуществу Спасшаго их.

  • 25.

    и поропташа в селениих своих, не услышаша гласа Господня.

    См. Толкование на (Пс 105:24)

  • 26.

    Ст. 26-27 «И воздвиже руку Свою на ня, низложити я в пустыни», «И низложити семя их во языцех, и расточити я в страны». Господь хотел подвергнуть их казни, которая соответствовала бы их неверию, и навести на всех вместе пагубу; но, водясь обычным Ему человеколюбием, отчасти только наказал их.

  • 27.

    и низложити семя их во языцех, и расточити я в страны.

    См. Толкование на (Пс 105:26)

  • 28.

    Ст. 28-29 «И причастишася Веелфегору, и снедоша жертвы мертвых»: «И раздражиша Его в начинаниих своих». Предавшись снова невоздержанию, и смесившись с женами Моавитян, обучились их нечестию. Веелфегор же есть идол, чтимый Моавитянами; и Фегором называлось место, где стоял идол, а самый идол именовался Ваалом. Говорят же, что на языке эллинском называется он Кроном. «Жертвами мертвыхь» Пророк именует так называемыя у Эллинов возлияния, которыя имели они обычай приносить мертвым. Но не погрешит, кто и самых, так называемых ими богов, наименует мертвыми.

    «И умножися в них падение». Ибо наслал еще на них другаго рода смерть.

  • 29.

    и раздражиша его в начинаниих своих, и умножися в них падение.

    См. Толкование на (Пс 105:28)

  • 30.

    «И ста Финеес и умилостиви, и преста сечь»:

  • 31.

    «И вменися ему в правду, в род и род до века». Слово: «сечь» Симмах перевел: язва. Это показывает и история. Ибо Замврия, который имел безстыдство явно блудодействовать с некоею Мадианитянкою, Финеес пронзил копьем вместе с сею женщиною. Бог, прияв ревность, похвалил его самаго, но воспретил подвергать казни других.

  • 32.

    «И прогневаша Его на воде пререкания, и озлоблен бысть Моисей их ради»: «Яко преогорчиша дух его, и разнствова устнама своима». Ибо, приступив к Моисею, который оплакивал сестру, с великим безчинием просили удовлетворить их нужде; а он, изнемогая духом и видя их невоздержание, объятый и гневом и скорбию, не с обычным ему послушанием исполнил Божие повеление, но, выразив в словах некое сомнение, ударил в камень, и извел воду. Это и значит сказанное: «разнствова устнами своима», то есть, сказал не без сомнения. Ибо сказано: «рече к ним Моисей: еда из камене сего изведу вам воду» ((Чис 20:10))? За сие-то, конечно, прогневавшись Бог всяческих, не дал ему земли обетованной отцам, но повелел ему приять конец жизни, а обетование исполнил чрез Иисуса Навина. Но Правитель всяческих, хотя, повидимому, обратил это в наказание Моисею, однако же при совершении сего имел в виду и нечто другое. Во-первых, зная неразумие Иудеев, не допустил в исполнение придти всему обетованию Моисеем, чтобы не почли его Богом; потому что обоготворившие изображение тельца, какого чествования не воздали бы бывшему служителем стольких чудес? Потому-то и гроб его соделал Бог сокровенным. Сверх же сего, что было с законодателем, тем самым угодно было Богу показать временность закона. Ибо, если законодатель не насладился обладанием обетованной земли, то легко было уразуметь из сего, что и они не долго будут пользоваться сим о них промышлением. Так, описав, что было в пустыне, Пророк обличает преступление, совершенное Иудеями в земле обетования.

  • 33.

    яко преогорчиша дух его и разнствова устнама своима.

    См. Толкование на (Пс 105:32)

  • 34.

    «Не потребиша языки, яже рече Господь им»

  • 35.

    «И смесишася во языцех, и навыкоша делом их». «И поработаша истуканным их, и бысть им в соблазн». Бог воспретил смешение, по причине общения в нечестии, чтобы, отъяв начало предотвратить и конец, в корне истребить плод, меньшим злом предварительно подавить худшее. Однако же они, и в этом преступив Божий закон, «не потребиша» злочестивые «языки», не избегали общения с ними, но поревновали лукавому их житию.

  • 36.

    и поработаша истуканным их, и бысть им в соблазн.

    См. Толкование на (Пс 105:35)

  • 37.

    «И пожроша сыны своя и дщери своя бесовом».

  • 38.

    Ст. 38-39 «И пролияша кровь неповинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным ханаанским». И убиена бысть земля их кровми». «И осквернися в делех их». Крайний верх нечестия показали они в себе. Ибо не высшая ли степень злочестия – осквернять землю кровями сыновей и дочерей, и приносить их в жертву кровожадным демонам? Богу не приносили они и узаконеннаго, а идолам закалали и детей.

    «И соблудиша в начинаниих своих». Блудом называет здесь Пророк не только непотребство, но и служение идолам. Поелику, вступив в союз с Богом, возлюбили служение идолам; то суеверное сие чествование справедливо назвал блудом.

  • 39.

    и осквернися в делех их: и соблудиша в начинаниих своих.

    См. Толкование на (Пс 105:38)

  • 40.

    Ст. 40-42 «И разгневася яростию Господь на люди Своя, и омерзи достояние Свое»: «И предаде я в руки врагов, и обладаша ими ненавидящии их». «И стужиша им врази их, и смиришася под руками их». Сие показывают и история Судей и книги Царств. Бог предавал их, то Моавитянам, то Аммонитянам, а иногда Амаликитянам, Мадианитянам и Филистимлянам, чтобы сие наказание послужило в пользу.

  • 41.

    и предаде я в руки врагов, и обладаша ими ненавидящии их.

    См. Толкование на (Пс 105:40)

  • 42.

    И стужиша им врази их: и смиришася под руками их.

    См. Толкование на (Пс 105:40)

  • 43.

    «Множицею избави я: тии же преогорчиша его советом своим, и смиришася в беззакониих Своих». Наложив наказание, являл опять и человеколюбие; но они воздавали Ему противным.

  • 44.

    «И виде Господь внегда скорбети им, внегда услышаше моление их». Сие показывает и история, а именно, что вынуждаемые необходимостию обращались с прошениями к Богу, и как скоро просили, бывали услышаны.

  • 45.

    «И помяну завет Свой, и раскаяся по множеству милости Своея». Ибо ради обетований, данных отцам, оказывал милость. Раскаянием же Пророк называет прекращение наказания; потому что Бог не раскаявается; Он не благоугождается, то тем, то другим, но, премудро всем управляя, и наказание налагает, и являет человеколюбие.

  • 46.

    «И даде я в щедроты пред всеми пленившими я». Так умиротворил и преклонил на милость Кира, соделал, что дал он свободу пленникам.

    См. Толкование на Пс. 105:

  • 47.

    «Спаси ны Господи Боже наш, и собери ны от язык; исповедатися имени Твоему святому, хвалитися во хвале Твоей». И сие дает видеть, что пророческое слово научает Иудеев, как должно умилостивить им Бога, чтобы сподобиться Его о себе попечения. И божественный Апостол предвозвестил будущее Иудеям спасение чрез Илию Фесвитянина. «Приидет от Сиона», говорит он, «избавляяй, и отвратит нечестие от Иакова: и сей им от Мене завет, егда отъиму грехи» ((Рим 11:26)). Посему, не возсоздания Иерусалима, согласно с баснями неразумных, не служения подзаконнаго, не жертв безсловесных, не обрезания, не субботы, не кроплений, служивших только сению, должно ожидать им после всесвятаго крещения (это бред упившихся старух); но призвания, и познания истины, и веры во Владыку Христа, и постановления новаго завета.

  • 48.

    «Благословен Господь Бог Израилев от века, и до века: и рекут вси людие: буди буди». Ибо всеми песнословим Господь всяческих, наименовавший Себя Богом Израилевым, столько соделавший для спасения человеческаго. Целому же народу надлежит глас поющих заключить словом: «аминь»; потому что сие: «буди, буди» Еврей выражает словами: «аминь, аминь». Почему и соблюдается в церквах обыкновение, народу согласие свое на славословие иерея изъявлять словом: «аминь», вступать чрез сие с ним в общение, и принимать благословение.