• 1.

    «Аллилуия». И сия песнь прилична всякому человеку; потому что благодать Духа улучившим спасение повелевает песнословить Благодетеля.

    «Хвалите Господа вси языцы». Пророк всех в совокупности призывает к ликованию; потому что всем язычникам, не Еллинам только и Римлянам, но и варварским народам, Господь дал средства ко спасению, служителями сего благодеяния употребив священных Апостолов. Ибо сказал: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся елика заповедах вам» ((Мф 28:19)). Покорствуя сему закону, обошли они всю землю и море, и привели ко Христу, кто Индов, кто Египтян, а кто Ефиоплян. Блаженный же Павел кратко сказует, к скольким народам принес он Божественную проповедь, чтобы «от Иерусалима и окрест до Иллирика исполнити благовествование Христово» ((Рим 15:19)). Ибо, не прямым шествуя путем, но обходя обитающие посреди народы, принес и им спасительные догматы. «Сице же потщахся благовестити, не идеже именовася Христос, да не на чужем основании созижду: но якоже есть писано: имже не возвестися о Нем, узрят: и иже не слышаша, уразумеют» ((Рим 15:20)). В последствии пришел он в Италию, ходил в Испанию, поставил пользу и островам, разсеянным в море. Ибо в послании к Римлянам сказал: «уповаю мимогрядый» в Испанию, проходить у вас, «и вами проводитися тамо, аще вас прежде от части насыщуся» ((Рим 15:24)). А пиша к чудному Титу, говорит: «сего ради оставих тя в Крите, да устроиши по градом пресвитеры, якоже тебе аз повелех» ((Тит 1:5)). Так великий Иоанн освободил от прежняго нечестия Азию. Так божественный Андрей озарил Элладу лучами Боговедения. Так божественнейший Филипп обличил заблуждение жителей той и другой Фригии, Так великий Петр прошел от Иерусалима до Римскаго града, всем принося лучи истины. Так все, обошедши целую вселенную, разсеяли мрак неведения, и показали Солнце правды. Посему пророческое слово справедливо всем народам повелевает приносить песнь Богу; потому что все улучили спасение.

    «Похвалите Его вси людие» [в греческом читается: «οἱ λαοί», то есть народы]. Издавна были разсеяны по целой вселенной Иудеи, – наученные чествовать единаго Бога. А поелику жили они не в одной Палестине, составляли не один народ, управляемый одним царем, но, разсеянные между языческими народами, были в подданстве у государей их, хотя соблюдали свой образ жизни, следуя постановлениям закона: то Пророк справедливо именует их не народом, а народами. Ибо весьма многие и из них приняли Божественную проповедь. В Иерусалиме три тысячи и пять тысячь вдруг уловлены были рыбарями; а после сего, как сказал божественный Иаков, уверовали и многия тьмы ((Деян 21:10)). В Сирии, в Киликии, в Ликаонии, в Писидии, в Азии, в Памфилии и у всех прочих языческих народов, Апостолы Иудеям первым принесли божественную проповедь; и одни уверовали и насладились истины, а другие прекословили полезным для них учениям. Поэтому пророческое слово и им справедливо повелевает песнословить Благодетеля; потому что их именует народами.

  • 2.

    «Яко утвердися милость Его на нас»; потому что, водясь единою милостию, соделал наше спасение. Так сказал и блаженный Павел: «егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по» многой «Его милости», «спасе нас банею пакибытия, и обновления Духа Святаго, Его же излия на нас обильно» ((1Тим 3:4)); и еще: «благодатию есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар» ((Еф 2:8)); и в другом месте: «верно слово и всякаго приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз, но помилован бых» (1Тим.1:15–16). «Составляет же Свою любовь к нам Бог, яко еще грешником сущим нам Христос за ны умре» ((Рим 5:8)). Посему пророческое слово справедливо изрекло: «яко утвердися милость Его на нас».

    «И истина Господня пребывает во век». Ибо даровал спасение, которое обетовал устами святых Пророков. Сие сказал и блаженный Павел, начав послание к Римлянам: «Павел раб Иисус Христов, зван Апостол, избран в благовестие Божие, еже прежде обеща Пророки Своими в писаниих святых» ((Рим 1:1)); и еще: «Глаголю же, Христа Иисуса служителя бывша обрезания по истине Божей, во еже утвердити обетования отцев, а языком по милости, прославити Бога» ((Рим 15:8)). Итак поелику Бог всяческих исполнил обетования, даровал спасение, которое обещал, и всем открыл источники милости; то и мы, пришедшие из Иудеев, и вы, уверовавшие из язычников, срастворив согласное песнопение, воздадим сим Благодетелю.