- 1.
«Давиду». По возвращении из Вавилона Иудеи, при Божией помощи, низложив воставшие против них народы, приносят Богу благодарственную песнь. Сие-то предрекает божественный Давид.
«Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим». Не остались не благодарными Благодетелю, но принесши молитву, и получив помощь, по мере сил воздают за благодеяния, и за оказанное вспоможение приносят песнопения.
«И пред Ангелы воспою Тебе», то есть, будем подражать сонмам Ангелов, и как они, на небесах ликовствуя, славословят Бога всяческих, так и мы на земле принесем Тебе духовное сладкопение.
- 2.
«Поклонюся ко храму святому Твоему, и исповемся имени Твоему о милости Твоей и истине Твоей». А вместо неба будет у меня посвященный имени Твоему храм. В нем поклонюсь Тебе, и совершу благодарственное славословие, видя человеколюбие ко мне и правду в разсуждении врагов; потому что их как обидчиков, водясь истиною, осудил Ты на гибель, а меня спас по милости Твоей.
«Яко возвеличил еси над всем имя Твое Святое»; потому что во всем досточтимо имя Твое, и воспевается всеми, узревшими силу Твою.
- 3.
«Воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя». Умоляю и о том, чтобы всегда наслаждаться мне сим веселием:
«Умножиши мя в души моей силою Твоею,» то есть «силою Твоею» приложишь попечение о душе моей, исполнишь ее утешения и упования. Симмах перевел так: Ты присущ силе души моей, то есть сподобил меня великой помощи и попечения.
- 4.
«Да исповедятся Тебе Господи вси царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст Твоих». И тогда узнав о великой оной победе, всюду дивились могуществу Бога всяческих; преимущественно же по вочеловечении Бога и Спасителя нашего и цари и князи песнословят Творца всех. При той победе не слышали «глаголов», но видели только необычайное дело; а теперь и «глаголы» услышали, и наслаждаются евангельским проповеданием.
- 5.
«И да воспоют в путех Господних, яко велия слава Господня». В виде желания изрекает Пророк будущее и предсказывает перемену дел, а именно, что все будут дивиться промышлению и домостроительству Божию. Ибо «путями» Пророк называет домостроительство.
- 6.
«Яко высок Господь и смиренныя призирает». Сие Пророк и в другом псалме сказал: «на высоких живый и на смиренныя призираяй» ((Пс 112:5)). Сказует же, что Господь высок по естеству и не изречен, но не оставляет без попечения малых тварей, и их удостоивает Своего промышления.
«И высокая издалеча весть;» потому что все знает прежде, нежели придет в бытие, и издалеча видя тех, которые будут властвовать, каждому подает соответственныя пособия.
- 7.
«Аще пойду посреде скорби, живиши мя». Это – голос искренней веры. Уверен я, говорит Пророк, что, если и отвсюду окружен буду бедствиями, то преодолею все затруднения, и при помощи Твоей приобрету жизнь.
«На гнев враг моих простерл еси руку Твою, и спасе мя десница Твоя». Ибо прогневавшись на неприязненных мне, предал Ты их казни, а меня сподобил спасения. И из сего явствует, что «рукою» Пророк называет действенность, а «десницею» – благую действенность; потому что, говоря о наказании врагов, употребил слово: «рука», а говоря о благодеянии, ему самому оказанном, употребил слово: «десница».
- 8.
«Господь воздаст за мя». Я, как человек и влающийся во грехах, не могу воздать за благодеяния. Но сам Господь, Податель мне сих благ, вочеловечившись и восприяв мое естество, воздаст мой долг. Согласно с сим и божественный Апостол говорит, что Владыка Христос истребил, «еже на нас рукописание» ((Кол 2:14)).
«Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри». Итак, поелику милость Твоя безмерна, и простирается в век, то подай скорое спасение тварям Твоим. Молитву же сию произнес Пророк, дознав по благодати Всесвятаго Духа, что долг естества воздаст Сам Творец естества.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 137