Глава 109

  • 1.

    «Псалом Давиду». В предпоставленном псалме, предвозвестив спасительное страдание, Пророк предрекает вознесение Спасителя по страдании. О начале же сего псалма упоминает и божественнейший Петр в Деяниях, и говорит так: «не бо Давид взыде на небеса, глаголет» же «сам, рече Господь Господеви моему, седи одесную Мене: дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» ((Деян 2:34)). И сам Господь, видя, что фарисеи имеют о Христе различныя мнения, предложил им такой вопрос: «что вам мнится о Христе? чий есть сын?» И когда сказали они: «Давидов»; ответствовал; «како убо Давид духом Господа Его нарицает? глаголя, рече Господь Господеви Моему, седи одесную Мене». Потом выводит заключение: «аще убо Давид нарицает Его Господа, како сын ему есть» ((Мф 22:42))? Сказал же сие, не отвергая того, что Христос есть сын Давидов, но к признаваемому прилагая непознанное. Ибо фарисеи признавали, что Христос есть сын Давидов, но совершенно не знали, что Он и Господь Давидов. Посему прилагает последнее, не отрицает же и признаваемаго, научая, что Он – и сын Давидов по плоти, и Господь Давидов, как Бог и Создатель. Посему блаженный Давид ясно проповедует Божество Владыки Христа, и говорит:

    «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене». Если Давид царь, и царь благочестивый, сподобившийся пророчественной благодати, Владыку Христа называет своим Господом; то следует, что Христос – не человек только, как безумно говорят Иудеи, но и Бог, как Создатель и Господь Давидов. А общность имен означает тождество сущности. Ибо Господь Господу, а не Господь твари, не Господь созданию, говорит: «седи одесную Мене». Посему, хотя важно сие, и не только выше естества человеческаго, но выше и всякой твари; однако же и это изречено по человечеству; потому что Сын, как Бог, имеет престол вечный; сказано: «престол Твой Боже в век века» ((Пс 44:6)). По кресте и по страдании, не как Бог сподобился сей чести, но как человек приял, что имел как Бог. Не смиренный вознесен, но Вышний, «во образе Божии сый», смирил Себя, «зрак раба приим» ((Флп 2:6)). Посему и Евангелист взывает: «Единородный Сын, Сый в лоне Отчи, Той исповеда» ((Ин 1:18)). И сам Господь говорит: «Аз во Отце, и Отец во Мне» ((Ин 14:11)); и в другом месте: «прослави Мя Ты Отче славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть» ((Ин 17:5)). Посему, как человек, слышит: «седи одесную Мене»; а как Бог, имеет вечную державу.

    «Дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих». Враги по преимуществу – диавол и служители его, демоны, кроме же их и противящиеся божественной проповеди Его, Иудеи и язычники. Речение же: «дондеже» не время означает, но есть особенный образ выражения, свойственный божественному писанию. Ибо так и чрез Пророка говорит Бог: Аз есмь, «Аз есмь, и дондеже состареешися, Аз есмь» ((Ис 46:4)). Явно же, что бытие Божие не оканчивается с старостию человеческою. Ибо, если о небе и о земле говорит Пророк: «та погибнут, Ты же пребываеши» ((Пс 101:27)): и еще: «Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют» ((Пс 101:28)); тем паче и после того, как человек состареется и окончит жизнь, пребывает Владыка всяческих. Сие подобно оному апостольскому изречению: «подобает бо Ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама Своима» ((1Кор 15:25)). Ибо здесь речение: «дондеже» не время означает. Да и какое было бы основание, царствовать Ему, пока иные еще противятся, и лишиться царства, как скоро все покорятся? И Даниил Пророк сказал, что по убиении зверей воцарится Он во веки, и царствию Его не будет конца ((Дан 7:27)). Как будут соцарствовать Святые, или с кем будут они царствовать, если обетовавший царство отложит царскую власть? Посему речение: «дондеже» не время означает, но употреблено по особенному образу выражения, какой свойствен божественному Писанию.

  • 2.

    «С Тобою начало в день силы Твоея, во светлостех святых Твоих». Ты имеешь негиблющую державу; преимущественно же покажешь сие в день суда, в который Святых соделаешь светлыми и славными. Ибо «днем силы» Пророк назвал второе пришествие Спасителя, когда приидет Он с Ангелами во славе Отчей; тогда и Святые «просветятся яко солнце», по слову самаго Господа ((Мф 13:43)). «Из чрева прежде денницы родих Тя». Здесь открыто велелепие Божества Его, и изрекший Ему Господь: «седи одесную Мене», исповедует единосущие, и провозглашает тождество естества. Сказанное: «прежде денницы», дает видеть, что бытие Его прежде времен и прежде веков, А слово: «из чрева» показывает тождество сущности. Не от инаго чего, говорит Бог, но от Моего естества рожден Ты. И слово: «чрево» очевидно разумеется применительно. Как из чрева раждают люди, и раждаемое имеет одно естество с родившими; так рожден Ты от Меня, и показуешь в Себе сущность Родшаго.

  • 3.

    «С Тобою начало в день силы Твоея, во светлостех святых Твоих». Ты имеешь негиблющую державу; преимущественно же покажешь сие в день суда, в который Святых соделаешь светлыми и славными. Ибо «днем силы» Пророк назвал второе пришествие Спасителя, когда приидет Он с Ангелами во славе Отчей; тогда и Святые «просветятся яко солнце», по слову самаго Господа ((Мф 13:43)). «Из чрева прежде денницы родих Тя». Здесь открыто велелепие Божества Его, и изрекший Ему Господь: «седи одесную Мене», исповедует единосущие, и провозглашает тождество естества. Сказанное: «прежде денницы», дает видеть, что бытие Его прежде времен и прежде веков, А слово: «из чрева» показывает тождество сущности. Не от инаго чего, говорит Бог, но от Моего естества рожден Ты. И слово: «чрево» очевидно разумеется применительно. Как из чрева раждают люди, и раждаемое имеет одно естество с родившими; так рожден Ты от Меня, и показуешь в Себе сущность Родшаго.

  • 4.

    «Клятся Господь, и не раскается: Ты еси иерей во век, по чину Мелхиседекову». Вполне истолковал сие божественный Апостол в послании к Евреям, и доказал нескончаемость сего первосвященства тем, что священство левитское не с клятвою прияло обетования, а сие подтверждено клятвою. И посему присовокуплено: «и не раскается»; потому что Бог всяческих не однократно домостроительствовал многое, и попускал, что подвергалось сие изменениям. Так священство иудейское учредил, и отменил; так царство иудейское воставил, и разрушил; так попускал быть царствам ассирийскому, вавилонскому и македонскому, и повелевал сокрушаться. Благоволив же, чтобы священство сие было вечное, как сказано, поклялся, что «не раскается». А сказано сие человечески; потому что Божество не знает страдания, раскаяние же есть страдание. Мелхиседек – иерей не Иудеев, но язычников; так и Владыка Христос не за Иудеев только, но за всех человеков принес Себя в жертву Богу. Начинает же священство в ту ночь, в которую претерпел страдание; когда «прием хлеб, и благословив преломи, и рече: приимите ядите» от него: «сие есть тело Мое»; а также и чашу растворив, «даде» ученикам Своим, «глаголя, пийте от нея вси: сия бо есть кровь Моя, новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» ((Мф 26:26)). Находим же, что Мелхиседек – и иерей и царь (потому что был образом истиннаго иерея и царя), и приносит Богу не безсловесныя жертвы, но хлеб и вино. Ибо сие принес и Аврааму, духовно провидя в чреслах Патриарха Первообраз собственнаго своего первосвященства. Посему, если от Давида Христос по плоти, Давид же от Иуды, а Христос приял первосвященство по чину Мелхиседекову; то священство левитское престало, благословение же высшаго священства перешло на колено Иудово.

  • 5.

    «Господь одесную Тебе сокрушил есть в день гнева Своего цари». Противоборных и дерзких ныне князей и царей предаст мучению в день суда. Сказанное же: «Господь одесную Тебе», подобно сказанному в пятнадцатом псалме: «предзрех Господа предо Мною выну, яко одесную Мене есть, да не подвижуся» ((Пс 15:8)). И там изрек сие по человечеству, и выразйл неотлучность соединившагося естества; и здесь изрекает вместе и Божеское и человеческое. Сказанное: «седи одесную Мене» относится к естеству человеческому; а слова: «из чрева прежде денницы родих Тя», означает Божество. А сие: «Ты еси иерей во век», опять сказано человеку; также слова: «Господь одесную Тебе» значат: неотлучным имеешь соединившееся Божество.

  • 6.

    «Судит во языцех, исполнит падения, сокрушит главы на земли многих». Еще яснее выразил здесь суд и то, что в оный день казням всякаго рода предаст живших злочестиво, хотя и в настоящей жизни многократно подвергал их многим вразумлениям, научая неведущих познать силу Его.

  • 7.

    «От потока на пути пиет: сего ради вознесет главу», то есть, вочеловечившись будет жить в великой скудости, так что водами, находимыми на пути, станет утолять жажду. Подобное сему изрек и Апостол Павел: «смирил Себе даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог его превознесе» ((Флп 2:8)). Явно же, что сие сказано по человечеству; потому что, как Бог не смиренным быв превознесен, но будучи Всевышним, смирил Себя; а как человек, приял, чего не имел.