- 1.
Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое». Псалом содержит в себе предречение о бедственном состоянии народа иудейскаго в Вавилоне и о возвращении оттуда, предрекает же вместе призвание и спасение язычников. Но приличен оный и всякому человеку, который борется с бедствием и испрашивает себе Божией помощи; потому что нищим Пророк называет имеющаго нужду в Божием о нем промышлении.
- 2.
«Господи услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе». Приими прошение мое, Владыка, и подай помощь Твою умоляющему со слезами. Ибо слово: «вопль», Симмах перевел: плачь.
- 3.
«Не отврати лица Твоего от мене». Будь ко мне благоснисходителен, прекрати негодование.
«В оньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: в оньже аще день призову Тя, скоро услыши мя». И сии речения в псалме дают видеть, что это – предвозвещение будущаго, а не повествование о совершившемся. Поелику народ израильский в царствование божественнаго Давида был в великом благополучии и в славе; то Пророк, говоря от лица сего народа, кстати приносит моление и испрашивает себе Божия о нем попечения, когда будет тому время.
- 4.
«Яко изчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася». Отсюда Пророк, ему особенно свойственным образом, начинает описывать будущия бедствия, как прошедшия, и говорит, что время жизни его изчезло, подобно дыму, и тело от печали соделалось сухим, как головня, как бы обожженное приражением к нему какого огня. Ибо так перевел и Акила: и кости мои, как пережженная земля, разсыпались.
- 5.
Ст. 5-6 «Уязвен бых яко трава, и изсше сердце мое». На подобие травы я истреблен и утратил прежний цвет.
«Яко забых снести хлеб мой». «От гласа воздыхания моего прилпе кость моя плоти моей». Потерял я желание всякой пищи, совершенно лишился прежняго здоровья, потому что от печали изсохло у меня тело, только кожею обложены обнажившияся от плоти кости.
- 6.
От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей.
См. Толкование на (Пс 101:5)
- 7.
Ст. 7-8 «Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на нырищи». «Бдех и бых яко птица» [точнее: воробей] «особящаяся на зде». Пророк употребляет многия сравнения, желая вполне изобразить бедствия; в каждой из поименованных им птиц дает видеть боязнь и недостаток попечителя. Так воробей от безпокойства прогоняет от себя сон, «нощный вран», избегая домов жилых, отыскивает домы пустые и оставленные; потому что слово: «нырище» Симмах перевел: развалины. Так и другая птица проводит жизнь в пустынях.
- 8.
Бдех и бых яко птица особящаяся на зде.
См. Толкование на (Пс 101:7)
- 9.
«Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся». Смешным сделался я для неприязненных; некогда был я предметом зависти и удивления; а ныне стал клятвою для дивившихся мне прежде; потому что клянутся моими бедствиями: чтобы и мне не потерпеть, что потерпели те или другие!
- 10.
Ст. 10-11 «Зане пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях», «От лица гнева Твоего и ярости Твоея». Тоже сказано и в семдесят девятом псалме: «напитаеши нас хлебомь слезным, и напоиши нас слезами в меру» ((Пс 79:6)): а сим Пророк дает видеть чрезмерность скорби. Ибо, если время принятия пищи исполнено скорби, тем паче не свободно от нея всякое другое время. Обуреваюсь же сими бедствиями, говорит Пророк, потому что Ты, Владыка, подвиг на меня гнев.
«Яко вознес низвергл мя еси». Показав меня высоким и соделав для всех видным, внезапно низринул. Ибо в выражении: «низвергл еси», образ речи заимствован от подымающих что-либо в высоту и ударяющих о землю.
- 11.
от лица гнева твоего и ярости твоея: яко вознес низвергл мя еси.
См. Толкование на (Пс 101:10)
- 12.
«Дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох». На самом я западе жизни, уподобляюсь тени, уклоняющейся и уже изчезающей, подобен стал сухостию траве, призывающей на себя руки косцев.
- 13.
«Ты же Господи во век пребываеши, и память Твоя в род и род». Такова уже моя природа, с столькими сопряжен я бедствиями. Но Ты, как Присносущный и Вечный, удобно можешь даровать мне некую перемену в настоящих бедствиях. Ибо сие присовокупляет Пророк.
- 14.
«Ты воскрес ущедриши Сиона: яко время ущедрити его, яко прииде время». Дай в бедствии перемену на лучшее; потому что самое время требует милости. Дает же Пророк сим разуметь конец седмидесятью годами определеннаго наказания. Так и чудный Даниил, исчислив время пленения, приносит молитву. Согласны с сим изречения и сего духовнаго сладкопения: «яко время ущедрити его, яко прииде время».
- 15.
«Яко благоволиша раби Твои камение его: и персть его ущедрят». Весьма вожделен для нас Сион, даже соделавшийся крайне опустевшим, достолюбезны и разсыпанные камни, даже воспоминание о развалинах, составившихся по разрушении, возбуждает в нас жалость.
- 16.
«И убоятся языцы имене Господня, и вси царие земстии славы Твоея». Ибо, смотря на возвращение наше и на построение города, видевшие прежния наши бедствия, цари и князи, начальники и подначальные, удивятся Твоей силе, и убоявшись уверуют, что Ты единый Бог. Сие же в собственном смысле и в самой дествительности совершилось по вочеловечении Бога и Спасителя нашего. Ибо по воззвании Иудеев удивились, правда, совершившемуся окрестные народы, но весьма далеки были от того, чтобы уверовать в Бога всяческих, и в тоже время предприняли войну против Иудеев. А здесь пророческое слово предвозвещает перемену во всех народах и в царях; и сие частию видим совершившимся, а частию надеемся, что совершится. Ибо божественный Апостол говорит: «не у видим Ему всяческая покорена» ((Евр 2:8)); однако же учит, что Ему «всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних» ((Флп 2:10)).
- 17.
«Яко созиждет Господь Сиона, и явится во славе Своей». Поелику неведующие Божия домостроительства причиною рабства Иудеев и запустения Иерусалима признавали немощь Божию; то Пророк обновление города справедливо назвал славою Божиею, как бы так говоря: по возграждении Сиона снова в прежней славе увидят все Бога всяческих.
- 18.
«Призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их». Не пренебрег, как пленников и рабов, но принял мольбу, и дал свободу.
- 19.
«Да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа». Сие же благодеяние предадим навсегда письмени, чтобы будущия поколения познавали Твое человеколюбие. «Людьми» же «зиждемыми» Пророк называет народ собранный из язычников, о котором и блаженный Павел говорит: «аще кто во Христе, нова тварь» ((2Кор 5:17)), и сам божественный Давид в псалме двадцать первом сказал: «возвестит Господеви род грядущий, и возвестят правду Его людем родитися имущим, яже сотвори Господь» ((Пс 21:30)). Сей-то народ, изучая и ветхое и новое, возсылает Спасителю Богу подобающее песнопение.
- 20.
Ст. 20-22 «Яко приниче с высоты святыя Своея, Господь с небесе на землю призре», «Услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных»: «Возвестити в Сионе имя Господне, и хвалу Его во Иерусалиме». Над всем надзирая и всем управляя, Бог всяческих услышал надзираемых Им, и произнес определение об освобождении, чтобы окованные возвратились на место умерщвленных, построили отечественный город, и как обычно, совершали в нем служение Богу по закону.
- 21.
услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных:
См. Толкование на (Пс 101:20)
- 22.
возвестити в Сионе имя Господне и хвалу его во Иерусалиме,
См. Толкование на (Пс 101:20)
- 23.
Ст. 23-25 «Внегда собратися людем вкупе, и царем еже работати Господеви». «Отвеща Ему на пути крепости Его: умаление дней моих возвести ми»: «Не возведи мене в преполовение дней моих». Когда сподобимся возвратиться, говорит Пророк, и соберутся народы и цари, дивясь Твоей силе; тогда будет у нас столько веселия, что станем умолять Твою благость, даровать нам приложение лет и не предавать смерти в преполовение дней наших. «Путем» же «крепости» Пророк называет самое возвращение, дарованное крепостию Божиею.
«В роде родов лета Твоя». Ибо Ты имеешь безпредельное бытие, и Тебе не трудно и других соделать долговечными.
- 24.
Отвеща ему на пути крепости его: умаление дний моих возвести ми:
См. Толкование на (Пс 101:23)
- 25.
не возведи мене во преполовение дний моих: в роде родов лета твоя.
См. Толкование на (Пс 101:23)
- 26.
Ст. 26-27 «В началех Ты Господи землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса». «Та погибнут, Ты же пребываеши». Ибо что невозможно Создателю всяческих? Ты дал бытие земле, сотворил небеса из ничего, и когда все сие подлежит изменению, тебе принадлежит неизменяемость. Наименовав же землю и небо, Пророк показал, что Бог – Творец и всего прочаго, содержимаго ими.
«И вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся». Симмах же перевел так: и все подобно ризе обветшают, и подобно одежде изменишь их, и изменятся; потому что все видимое состареется и ветхостию уподобится одеждам; но Ты изменишь, обновишь и из тленнаго соделаешь это нетленным. Сие сказал и божественный Апостол: «яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих» ((Рим 8:21)).
- 27.
Та погибнут, ты же пребываеши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся.
См. Толкование на (Пс 101:26)
- 28.
«Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют». Посему как угодно Тебе, Владыка, обновляешь Ты тварь, а Сам имеешь непреложное естество, не подлежащее никакому изменению. Божественный Апостол в послании к Евреям приписал сие лицу Сына. Но в Сыне видим Отца: «яже бо Он творит, сия и Сын такожде творит» ((Ин 5:19)); и в Отце и в Сыне познается тождество естества, ибо знаем единое действование Троицы.
- 29.
«Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится». Симмах же перевел: пребудет. Сие значит, что освобожденные от рабства будут обитать в Иерусалиме, а семя их пребудет во век. О сем-то семени божественный Апостол сказал: «дондеже приидет Семя, Ему же обетовася» ((Гал 3:19)); и: «Аврааму речени быша обеты, и семени его: не глаголет же, и семенем, яко о мнозех, но яко о едином, и семени твоему, иже есть Христос» ((Гал 3:16)). Семя сие пребудет во век; потому, что, соединившись с Богом-Словом, имеет негибнущее бытие, и дарует жизнь верующим, по слову самого Господа: «ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, жив будет во веки» ((Ин 6:56), 58).
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 101