- 1.
«Песнь степеней». По возвращении Иудеев из Вавилона, все соседние народы, вознегодовав на освобождение их, общими силами предприняли против них войну, и, собрав варварские народы, совокупно ополчились на них, надеясь истребить и самую их память. Но Бог всяческих снова помог Своим, и поразил всех врагов. Об этом говорят многие из Пророков, Иоиль, Иезекииль, Михей, Захария, и кроме их многие другие. Сие же предвозвещает и блаженный Давид.
Ст. 1-2 «Яко аще не Господь бы был в нас, да речет убо Израиль»: «Яко аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли быша нас». Не своей силе, говорит Пророк, приписывайте победу; потому что податель ея – Бог. Поэтому ликуя говорите друг другу: если бы не сподобились мы Божией помощи, то, когда собралось против нас столько неприязненных, не удостоились бы и погребения, но, как зверями, были бы пожраны живые.
- 2.
яко аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли быша нас:
См. Толкование на (Пс 123:1)
- 3.
«Внегда прогневатися ярости их на ны». Сим выразил Пророк ненависть и неприязненность соседних народов; потому что скрежетали они зубами, видя освобождение Иудеев.
«Убо вода потопила бы нас».
- 4.
Ст. 4-5 «Поток прейде душа наша». «Убо прейде душа наша воду непостоянную». Все сие сказано в переносном смысле. Поелику Пророк сказал: «убо живых пожерли быша нас»; то показывает чрезмерное множество, которое устремляется подобно потоку, и думает всех покрыть собою. Кстати же употребил изображение потока; потому что, как поток, образуясь в следствие многих дождей, делается сильнейшим, так устремившиеся тогда на Иерусалим собрались из многих и различных народов. Но сокрушены они были праведным судом Божиим. Сие показывает Пророк.
- 5.
убо прейде душа наша воду непостоянную.
См. Толкование на (Пс 123:4)
- 6.
«Благословен Господь, иже не даде нас в ловитву зубом их». Пророк дал вместе видеть и лютость их, и Божию помощь; ибо употребил слово: «зубы», показывая их лютость.
- 7.
«Душа наша яко птица избавися от сети ловящих». С признательностию и собственную свою исповедуют немощь, уподобляя себя воробью, и проповедуют Божию силу, показывая крепость врагов; ибо называют их ловцами. Но Пророк указывает и способ спасения.
«Сеть сокрушися и мы избавлени бехом». Не только сподобились спасения, но видим и гибель врагов.
- 8.
«Помощь наша во имя Господа, сотворшаго небо и землю». Посему-то пренебрегаем всякую человеческую силу, имея помощником Творца неба и земли, Котораго и одно именование достаточно нам для спасения.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 123