• 1.

    «В конец, псалом Давиду». Блаженный Давид, гонимый Саулом, призывает в помощь Бога всяческих.

    «Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя». Неправедный есть Саул, неблагодарный и благодетелю; потому что старался убить блаженнаго Давида, который не только ничем не обидел его, но и делал ему много добраго.

  • 2.

    «Иже помыслиша неправду в сердце; весь день ополчаху брани». Не только водился он лукавыми помыслами, но к помыслам присовокуплял и дела. Вместо: «весь день» Симмах перевел: всякий день.

  • 3.

    «Изостриша язык свой яко змиин: яд аспидов под устнами их»; потому что Саул многократно употреблял хитрость, намеревался убить Давида, многократно, поклявшись и говоря с ним дружелюбно, нарушал клятвы. Посему, притворный нрав и сокрытое лукавство справедливо уподобил Пророк яду пресмыкающихся животных.

  • 4.

    «Сохрани мя Господи из руки грешничи, от человек неправедных избави мя». Молитва, – приличная Праведнику; потому что просит не погибели врагам, но себе спасения.

    «Иже помыслиша запяти стопы моя». Блаженный Давид, изгнанный Саулом, бежал к иноплеменникам, они-же были злочестивые и делатели всякаго беззакония. А потому Давид и достоин удивления, что везде был хранителем благочестия, не соглашался раболепствовать нуждам; хотя этот гонитель мой, говорит Давид, едва не запял стопы моего благочестия.

  • 5.

    Ст. 5-6 «Скрыша гордии сеть мне, и ýжы препяша сеть ногама моима»: «При стези соблазны положиша ми».«Гордым» называет Пророк самаго Саула, а «сетию, ýжами» и «соблазнами» – различныя злоумышления, подстережения и засады. Сказал же сие иносказательно, переносный образ речи заимствовав от ловцев, употребляющих силки, западни и сети.

  • 6.

    при стези соблазны положиша ми.

    См. Толкование на (Пс 139:5)

  • 7.

    «Рех Господеви: Бог мой еси Ты». А я, пренебрегши все человеческое, Тебе предал себя, Тебя знаю Господа и Бога, и от Тебя ожидаю помощи.

    «Внуши Господи глас моления моего».

  • 8.

    «Господи, Господи, сила спасения моего». Усугубление сие показывает в молящемся верующаго и любящаго. В Тебе, говорит, имею надежду спасения, потому что Ты один можешь даровать спасение.

    «Осенил еси над главою моею в день брани». И это дознал я опытом. Ибо, когда принял на себя единоборство с Голиафом, и когда вступал в сражение с иноплеменниками, Ты, как бы щитом, ограждал меня Своею помощию.

  • 9.

    «Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику». Симмах перевел сие так: не дай Господи пожеланий законопреступнаго; а подобно сему перевели Феодотион и Акила, то есть, желающему умерщвления моего не дай увидеть исполнение пожелания. По переводу же Седмидесяти должно понимать так: да не получит чрез меня, чего желает; потому что я желаю спастись, а он желает убить меня; поэтому не предай ему моего желания.

    «Помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся». Весь помысл устремляют к тому, чтобы убить меня. Посему не лишай меня промышления Твоего, чтобы не подать им повода к похвальбе.

  • 10.

    «Глава окружения их: труд устен их покрыет я». Здесь Пророк предсказывает им будущия бедстия. Яснее же это перевел Симмах: ожесточение окружающих меня, утруждение уст их да закроет их. Пусть впадут в то, что сами злоумышляют; пусть потерпят, чтó устрояют мне, и пусть ожесточившаяся злоба покроет совершенно тех, которые водятся ею. Сие подобно сказанному в псалме седьмом: «ров изры, и ископа и́, и падет в яму, юже содела» ((Пс 7:16)).

  • 11.

    «Падут на них углия, и» огнем «низложиши я». Как бы некиим огнем, истребишь их гневом.

    «В страстех: и не постоят». Впадут в бедствия, и не преодолеют их. А сие сбылось с Саулом во время войны с Филистимлянами; потому что, убитый там, приял конец жизни.

  • 12.

    «Муж язычен не исправится на земли». Сим Пророк дает разуметь тех, которые постоянно клеветали на него Саулу, Доика, Зифеев и других, употреблявших много клевет. И показывает, что ради богатства и властительства дозволяющие себе лживыя речи не достигают цели, и не получают желаемаго.

    «Мужа неправедна злая уловят во истление». Сие и потерпел Саул; потому что окружен был на брани, и получил смертоносный удар.

  • 13.

    «Познах, яко сотворит Господь суд нищим и месть убогим». Дознал я, говорит Пророк, справедливость Божия приговора, и знаю, что лишенным всякой человеческой помощи не попустит потерпеть вред от врагов, но совершит наказание, заслуженное поступающими несправедливо.

  • 14.

    «Обаче праведнии исповедятся имени Твоему, и вселятся правии с лицем Твоим». Посему, лик праведных, сподобляясь от Тебя сего попечения, песнословит Тебя. Всегда представляя Тебя пред собою и думая, что видят лице Твое, любят они Твое превосходство. Подобно сему сказанное и в псалме пятнадцатом: «предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, и не подвижуся» ((Пс 15:8)).