- 1. There is a reproofe that is not comely: againe some man holdeth his tongue, and he is wise.
- 2. It is much better to reprooue, then to be angry secretly, and he that confesseth his fault, shall be preserued from hurt.
- 3. How good is it when thou art reproued, to shew repentance? For so shalt thou escape wilfull sinne.
- 4. As is the lust of an Eunuch to defloure a virgine; so is he that executeth iudgement with violence.
- 5. There is one that keepeth silence and is found wise: and another by much babling becommeth hatefull.
- 6. Some man holdeth his tongue, because hee hath not to answere, and some keepeth silence, knowing his time.
- 7. A wise man wil hold his tongue till he see opportunitie: but a babler and a foole will regard no time.
- 8. He that vseth many words shalbe abhorred; and hee that taketh to himselfe authoritie therein, shalbe hated.
- 9. There is a sinner that hath good successe in euill things; and there is a gaine that turneth to losse.
- 10. There is a gift that shall not profit thee; and there is a gift whose recompence is double.
- 11. There is an abasement because of glory; and there is that lifteth vp his head from a low estate.
- 12. There is that buyeth much for a little, and repayeth it seuen fold.
- 13. A wise man by his words maketh himselfe beloued: but the graces of fooles shalbe powred out.
- 14. The gift of a foole shall doe thee no good when thou hast it; neither yet of the enuious for his necessitie: for hee looketh to receiue many things for one.
- 15. Hee giueth little and vpbraideth much; hee openeth his mouth like a crier; to day he lendeth, and to morrow will he aske it againe: such an one is to be hated of God and man.
- 16. The foole saith, I haue no friends, I haue no thanke for all my good deeds: and they that eate my bread speake euill of me.
- 17. How oft, and of how many shall he be laughed to scorne? For hee knoweth not aright what it is to haue; and it is all one vnto him, as if he had it not.
- 18. To slip vpon a pauement, is better then to slip with the tongue: so, the fall of the wicked shall come speedily.
- 19. An vnseasonable tale will alwayes be in the mouth of the vnwise.
- 20. A wise sentence shall be reiected when it commeth out of a fools mouth: for he will not speake it in due season.
- 21. There is that is hindred from sinning through want: and when hee taketh rest, he shall not be troubled.
- 22. There is that destroyeth his owne soule through bashfulnesse, and by accepting of persons ouerthroweth himselfe.
- 23. There is that for bashfulnes promiseth to his friend, and maketh him his enemy for nothing.
- 24. A lie is a foule blot in a man, yet it is continually in the mouth of the vntaught.
- 25. A thiefe is better then a man that is accustomed to lie: but they both shall haue destruction to heritage.
- 26. The disposition of a liar is dishonourable, and his shame is euer with him.
- 27. A wise man shall promote himselfe to honour with his words: and hee that hath vnderstanding, will please great men.
- 28. He that tilleth his land, shall increase his heape: and he that pleaseth great men, shal get pardon for iniquity.
- 29. Presents and gifts blind the eyes of the wise, and stoppe vp his mouth that he cannot reprooue.
- 30. Wisedome that is hidde, and treasure that is hoarded vp, what profit is in them both?
- 31. Better is he that hideth his folly, then a man that hideth his wisedome.
- 32. Necessary patience in seeking the Lord, is better then he that leadeth his life without a guide.
1.Гораздо лучше обличить, нежели сердиться тайно;
и обличаемый наедине предостережется от вреда.2.Как хорошо обличенному показать раскаяние!3.Ибо он избежит вольного греха.4.Что — пожелание евнуха растлить девицу,
то — производящий суд с натяжкою.5.Иной молчит — и оказывается мудрым;
а иной бывает ненавистным за многую болтливость.6.Иной молчит, потому что не имеет, что отвечать;
а иной молчит, потому что знает время.7.Мудрый человек будет молчать до времени;
а тщеславный и безрассудный не будет ждать времени.8.Многоречивый опротивеет,
и кто восхищает себе право говорить, будет возненавиден.9.Бывает успех человеку ко злу, а находка — в потерю.10.Есть даяние, которое не будет тебе на пользу,
и есть даяние, за которое бывает сугубое воздаяние.11.Бывает унижение для славы, а иной от унижения поднимает голову.12.Иной малым покупает многое и заплатит за то в семь раз больше.13.Мудрый в слове делается любезным,
любезности же глупых останутся напрасными.14.Даяние безумного не будет тебе на пользу;
ибо у него вместо одного много глаз для принятия.15.Немного даст он, а попрекать будет много,
и раскроет уста свои, как глашатай.
Ныне он взаем дает, а завтра потребует назад:
ненавистен такой человек Господу и людям.16.Глупый говорит:
«нет у меня друга, и нет благодарности за мои благодеяния.
Съедающие хлеб мой льстивы языком».17.Как часто и сколь многие будут насмехаться над ним!18.Преткновение от земли лучше, нежели от языка.
Итак скоро придет падение злых.19.Неприятный человек — безвременная басня;
она всегда будет на устах невежд.20.Притча из уст глупого отвратительна,
ибо он не скажет ее в свое время.21.Иной удерживается от греха скудостью,
и в этом воздержании он не будет сокрушаться.22.Иной губит душу свою по робости,
и губит ее из лицеприятия к безумному.23.Иной из-за стыда дает обещания другу,
и без причины наживает в нем себе врага.24.Злой порок в человеке — ложь;
в устах невежд она — всегда.25.Лучше вор, нежели постоянно говорящий ложь;
но оба они наследуют погибель.26.Поведение лживого человека — бесчестно,
и позор его всегда с ним.27.Мудрый в словах возвысит себя,
и человек разумный понравится вельможам.28.Возделывающий землю увеличит свой стог,
и угождающий вельможам получит помилование в случае неправды.29.Угощения и подарки ослепляют глаза мудрых и,
как бы узда в устах, отвращают обличения.30.Скрытая мудрость и утаенное сокровище — какая польза от обоих?31.Лучше человек, скрывающий свою глупость,
нежели человек, скрывающий свою мудрость.
и обличаемый наедине предостережется от вреда.2.Как хорошо обличенному показать раскаяние!3.Ибо он избежит вольного греха.4.Что — пожелание евнуха растлить девицу,
то — производящий суд с натяжкою.5.Иной молчит — и оказывается мудрым;
а иной бывает ненавистным за многую болтливость.6.Иной молчит, потому что не имеет, что отвечать;
а иной молчит, потому что знает время.7.Мудрый человек будет молчать до времени;
а тщеславный и безрассудный не будет ждать времени.8.Многоречивый опротивеет,
и кто восхищает себе право говорить, будет возненавиден.9.Бывает успех человеку ко злу, а находка — в потерю.10.Есть даяние, которое не будет тебе на пользу,
и есть даяние, за которое бывает сугубое воздаяние.11.Бывает унижение для славы, а иной от унижения поднимает голову.12.Иной малым покупает многое и заплатит за то в семь раз больше.13.Мудрый в слове делается любезным,
любезности же глупых останутся напрасными.14.Даяние безумного не будет тебе на пользу;
ибо у него вместо одного много глаз для принятия.15.Немного даст он, а попрекать будет много,
и раскроет уста свои, как глашатай.
Ныне он взаем дает, а завтра потребует назад:
ненавистен такой человек Господу и людям.16.Глупый говорит:
«нет у меня друга, и нет благодарности за мои благодеяния.
Съедающие хлеб мой льстивы языком».17.Как часто и сколь многие будут насмехаться над ним!18.Преткновение от земли лучше, нежели от языка.
Итак скоро придет падение злых.19.Неприятный человек — безвременная басня;
она всегда будет на устах невежд.20.Притча из уст глупого отвратительна,
ибо он не скажет ее в свое время.21.Иной удерживается от греха скудостью,
и в этом воздержании он не будет сокрушаться.22.Иной губит душу свою по робости,
и губит ее из лицеприятия к безумному.23.Иной из-за стыда дает обещания другу,
и без причины наживает в нем себе врага.24.Злой порок в человеке — ложь;
в устах невежд она — всегда.25.Лучше вор, нежели постоянно говорящий ложь;
но оба они наследуют погибель.26.Поведение лживого человека — бесчестно,
и позор его всегда с ним.27.Мудрый в словах возвысит себя,
и человек разумный понравится вельможам.28.Возделывающий землю увеличит свой стог,
и угождающий вельможам получит помилование в случае неправды.29.Угощения и подарки ослепляют глаза мудрых и,
как бы узда в устах, отвращают обличения.30.Скрытая мудрость и утаенное сокровище — какая польза от обоих?31.Лучше человек, скрывающий свою глупость,
нежели человек, скрывающий свою мудрость.



