< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87

Глава 62

  • Закрыть сопоставления
  • 1. {To the chief Musician. On Jeduthun. A Psalm of David.}<br>
    Upon God alone doth my soul rest peacefully; from him is my salvation.
  • 2. He only is my rock and my salvation; my high fortress: I shall not be greatly moved.
  • 3. How long will ye assail a man; will ye [seek], all of you, to break him down as a bowing wall or a tottering fence?
  • 4. They only consult to thrust [him] down from his excellency; they delight in lies; they bless with their mouth, but in their inward part they curse. Selah.
  • 5. Upon God alone, O my soul, rest peacefully; for my expectation is from him.
  • 6. He only is my rock and my salvation; my high fortress: I shall not be moved.
  • 7. With God is my salvation and my glory; the rock of my strength, my refuge is in God.
  • 8. Confide in him at all times, ye people; pour out your heart before him: God is our refuge. Selah.
  • 9. Men of low degree are only vanity; men of high degree, a lie: laid in the balance, they go up together [lighter] than vanity.
  • 10. Put not confidence in oppression, and become not vain in robbery; if wealth increase, set not your heart upon it.
  • 11. Once hath God spoken, twice have I heard this, that strength [belongeth] unto God.
  • 12. And unto thee, O Lord, [belongeth] loving-kindness; for *thou* renderest to every man according to his work.

2-3.- "Тебя от ранней зари ищу я" - к Тебе, Господи, с раннего утра обращаюсь с молитвой. Эта молитва, как видно из последующего содержания псалма, имеет своим предметом просьбу о наказании врагов и о своем возвращении в Иерусалим, как центр религиозной жизни и место особенного присутствия здесь Бога. Для Давида, человека благочестивого и религиозно настроенного, привыкшего освящать каждый день молитвой при скинии, вынужденное удаление из Иерусалима, а через то и от скинии, было тяжелым лишением. В этом удалении он испытывает необыкновенную тоску по скинии; для Давида видеть торжество богослужения и слышать чтение закона ("видети силу Твою и славу" (слав.)) сейчас тоже, что для жаждущего в пустыне найти источник воды.

4-6.- "Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь". Давид предпочитает милость к нему Бога жизни вне ее. Под милостью, как общеупотребительно в Библии, разумеются духовные блага, напр., чистота совести, религиозная настроенность, близость к Богу и т. п. В данном выражении проводится та мысль, что Давид предпочел бы близость к Богу, возможность тесного единения с Ним в молитве при скинии, пред жизнью, полною всяких внешних удобств, но лишенной этого блага, общения с Богом. За дарование такой милости Давид будет восхвалять Господа во всю жизнь, при этом его радость будет настолько же глубока и высока, как ценна жертва, когда закалывают животных здоровых и откормленных ("туком и елеем").

7-8.- Из своей предшествующей жизни Давид знает, что Господь постоянно ему покровительствовал, и об этих случаях Его к себе помощи он постоянно вспоминает ночью ("на постели") и во время "стражи", которая продолжалась до наступления дня, т. е. Давид вспоминает и ночью, и утром. Можно здесь допустить и то понимание, что Давид имел обыкновение как утром, так и отходя ко сну "поучаться закону" т. е. читать или вспоминать закон, заповеди Бога.

9-12.- Так как душа Давида "прилепилась ко Господу", т. е., только в Нем ищет и на Него полагает свою защиту, то у него рождается уверенность, что "ищущие" душу его враги напрасно, безрезультатно пытаются погубить его, так как Господь примет его под Свою десницу, защитит Своей силой. Враги Давида погибнут ("сойдут в преисподнюю земли" - в ад, который евреи представляли находящимся в земной глубине), при этом трупы их будут лежать не погребенными и сделаются достоянием шакалов (в слав. тексте "части лисовом" - добычей лисиц). Гибель врагов будет сопровождаться радостью царя за свое спасение, и не только царя, но и тех, кто "клялся им", т. е. царем. Клясться царем (ср. (Быт 42:15-16) значит оставаться верным ему, охранять его права. Оставшиеся верными Давиду во время гонений от Авессалома, вместе с возвращением царя на престол будут "восхвалены", отмечены царем, получат заслуженную ими награду, которую уже никто не будет в состоянии отнять, так как, даже "уста говорящих неправду" заградятся, интриги против царя будут разрушены и враги царя уничтожены. Псалом занимает 3-е место в шестопсалмии, составляя молитву к Богу при наступлении дня о том, чтобы она (молитва) была угодна Богу (6 ст.) и чтобы Господь принял молящегося под "тень крыл" своих (3 ст.) в продолжение наступающего дня.