- 1. My soul hath been weary of my life, I leave off my talking to myself, I speak in the bitterness of my soul.
- 2. I say unto God, `Do not condemn me, Let me know why Thou dost strive `with' me.
- 3. Is it good for Thee that Thou dost oppress? That Thou despisest the labour of Thy hands, And on the counsel of the wicked hast shone?
- 4. Eyes of flesh hast Thou? As man seeth -- seest Thou?
- 5. As the days of man `are' Thy days? Thy years as the days of a man?
- 6. That Thou inquirest for mine iniquity, And for my sin seekest?
- 7. For Thou knowest that I am not wicked, And there is no deliverer from Thy hand.
- 8. Thy hands have taken pains about me, And they make me together round about, And Thou swallowest me up!
- 9. Remember, I pray Thee, That as clay Thou hast made me, And unto dust Thou dost bring me back.
- 10. Dost Thou not as milk pour me out? And as cheese curdle me?
- 11. Skin and flesh Thou dost put on me, And with bones and sinews dost fence me.
- 12. Life and kindness Thou hast done with me. And Thy inspection hath preserved my spirit.
- 13. And these Thou hast laid up in Thy heart, I have known that this `is' with Thee.
- 14. If I sinned, then Thou hast observed me, And from mine iniquity dost not acquit me,
- 15. If I have done wickedly -- wo to me, And righteously -- I lift not up my head, Full of shame -- then see my affliction,
- 16. And it riseth -- as a lion Thou huntest me. And Thou turnest back -- Thou shewest Thyself wonderful in me.
- 17. Thou renewest Thy witnesses against me, And dost multiply Thine anger with me, Changes and warfare `are' with me.
- 18. And why from the womb Hast Thou brought me forth? I expire, and the eye doth not see me.
- 19. As I had not been, I am, From the belly to the grave I am brought,
- 20. Are not my days few? Cease then, and put from me, And I brighten up a little,
- 21. Before I go, and return not, Unto a land of darkness and death-shade,
- 22. A land of obscurity as thick darkness, Death-shade -- and no order, And the shining `is' as thick darkness.'
1-2.- Иов не чувствует желания продолжать жизнь (Иов 9:21) и д. ); она ему противна, вызывает одни лишь жалобы. Рассеять, уничтожить подобное настроение и тем возбудить желание жизни мог бы Господь своим ответом, за что страдает и наказывается Иoв (ср. (Иов 3:20-23). Но он выступает только в роли карателя, не объясняет его вины.3-7.- Тщетны и личные усилия Иова постичь причину постигших его бедствий и тем облегчить свою скорбь. Вины за собою он не знает, а делаемые им предположения в целях выяснить, за что его карает Господь, не могут быть признаны удовлетворительными, так как не совместимы с представлением о Боге. Недопустимо, во-первых, чтобы Господь наказывал создание Своих рук (Быт 2:7); (Пс 2:15) потому, что это доставляет Ему удовольствие (ст. 3). Такое предположение противоречит божественной любви, которой человек обязан своим существованием. Во-вторых, невозможно думать, что наказание - результат ошибки, незнания (ст. 4). Она свойственна ограниченному по уму человеку, судящему по внешности, но не всеведущему Богу, знающему сердце людей (1Цар 16:17); (Сир 24:27-28). Нельзя, наконец, предположить, что жизнь Господа так же кратка, как и жизнь человека, и потому Он, боясь упустить время для наказания, не дает греху Иова обнаружиться, а нарочно изыскивает его вину и безвинного раньше времени и без всякой необходимости подвергает каре (ст. 5-7).8-12.- Все приведенные предположения не имеют и не могут иметь места. Но в таком случае возникает новое недоумение. Как первый, созданный из глины человек, так точно и Иов - создание Божие, прямое дело рук Господа. По воле Божией из человеческого семени ("молоко") зародился в утробе матери его организм, силою Божьею созданы различные члены один за другим ("Твои руки ... образовали всего меня кругом" - ст. 8), и ею же он превращен затем в полного человека ("кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня", ст. 11; ср. (Пс 24:13), над которым в течение всей остальной жизни непрестанно бодрствовал божественный промысл (ст. 12). И если теперь Божественный Художник уничтожает свое создание (ст. 8), мало того, предмет попечения и забот, то Он совершает непонятный, непостижимый акт самоуничтожения.13-14.- Проявив в акте создания свою любовь к Иову, Бог одновременно с этим предопределил, постановил, как правило, не прощать ему даже самого малого греха (евр. "хата" в отличие от грехов великих, совершаемых "дерзновенною рукой" (Чис 15:30). Как же примирить эти два взаимно исключающие друг друга начала: любовь и отсутствие всепрощения?15-17.- При подобном отношении Бога к Иову положение последнего оказывается в полном смысле безвыходным. Если он виновен, то ему нет оснований ждать милости и прощения; если прав, то нет данных "поднять головы своей" (ст. 15), т. е. ободриться. Последнее невозможно потому, что в очах Божьих Иов не перестает быть грешником, заслуживающим наказания. Показателем такого отношения к нему Господа является все более и более усиливающаяся болезнь, она - свидетель его виновности (Иов 16:8), за которую Бог преследует Иова, как лев свою добычу (Ис 38:13); (Ос 5:14); (Ос 13:7), в нанесении страданий проявляет Свое всемогущество.18-19.- Утверждая, что Господь еще при создании решил не прощать ему греха (ст. 13-14), Иов не понимает, как Бог мог даровать ему жизнь. Последнее предполагает и требует любви, но ее не было, за что ручается определение "не оставлять греха без наказания". Не было любви, не мог появиться на свет и Иов Так возникает новое недоумение.20-22.- Тревожимый всеми этими неразрешимыми вопросами, утративший веру в Бога, как правосудное, любящее человека существо, Иов ввиду приближения смерти ("не малы ли дни мои?") просит Господа отступить от него, прекратить проявления гнева (ст. 15-17). Тогда он умрет спокойно, не тревожимый сомнениями. И этот сравнительно светлый конец будет возмещением за тот мрак, который ждет его в преисподней, где нет даже следа солнечного света ("офел" ст. 22, ср. (Исх 10:22), где господствует сень смертная.



