- 1. And Elihu answereth and saith: --
- 2. This hast thou reckoned for judgment: Thou hast said -- `My righteousness `is' more than God's?'
- 3. For thou sayest, `What doth it profit Thee! What do I profit from my sin?'
- 4. I return thee words, and thy friends with thee,
- 5. Behold attentively the heavens -- and see, And behold the clouds, They have been higher than thou.
- 6. If thou hast sinned, what dost thou against Him? And thy transgressions have been multiplied, What dost thou to Him?
- 7. If thou hast been righteous, What dost thou give to Him? Or what from thy hand doth He receive?
- 8. For a man like thyself `is' thy wickedness, And for a son of man thy righteousness.
- 9. Because of the multitude of oppressions They cause to cry out, They cry because of the arm of the mighty.
- 10. And none said, `Where `is' God my maker? Giving songs in the night,
- 11. Teaching us more than the beasts of the earth, Yea, than the fowl of the heavens He maketh us wiser.'
- 12. There they cry, and He doth not answer, Because of the pride of evil doers.
- 13. Surely vanity God doth not hear, And the Mighty doth not behold it.
- 14. Yea, though thou sayest thou dost not behold Him, Judgment `is' before Him, and stay for Him.
- 15. And, now, because there is not, He hath appointed His anger, And He hath not known in great extremity.
- 16. And Job `with' vanity doth open his mouth, Without knowledge words he multiplieth.
1-3.- Из намеченных в предшествующей речи двух неправильных мыслей Иова (Иов 34:5-6,9) Елиуем пока была опровергнута только одна - отрицание Божественного Правосудия. Разбору другой, - положении о бесполезности благочестия, посвящается речь настоящей главы. Иов "правее Бога" в том отношении, что признает необходимость воздаяния, тогда как правда Божия не делает никакого различия между добродетельными и грешниками (Иов 9:22-23) и т. п. ), из чего и проистекает бесполезность благочестия.5-8.- Человек не в состоянии изменить облака, - увеличить или уменьшать их блеск. Тем более бесконечно великий и всесовершенный Бог ничего не получает от добрых и злых дел человека (ср. (Иов 7:20); (Иов 22:2) и д. ; (Пс 15:2). Он не был бы Богом, если бы изменялся в зависимости от его добродетели и нечестия; их последствия - польза и вред сказываются только на людях (ст. 8).9.Возражением против изложенного Елиуем взгляда является ссылка на то, что Господь не слышит жалобных воплей угнетенных (24:12): благочестие бесполезно. К разбору данного положения и переходит теперь Елиуй.10.Одна из причин того, что Бог помогает далеко не всем притесняемым, заключается в их нежелании обратиться к Богу; они не ищут Того ("где Бог", ср. (Иер 2:6,8), чья помощь в минуту бедствий ("ночью", ср. (Иов 34:20,25) наполняет уста страдальцев хвалебною песнью (ср. (Пс 39:2-4).11-13.- Другая причина оставления Богом без ответа воплей лежит в их характере. Они - тоже, что инстинктивные крики животных, проявление безвыходного положения, созданного гордостью притеснителей (ст. 12), но не смиренная, соединенная с сознанием греховности молитва. Как таковые, они и не выслушиваются Богом (ср. Притч 1.27-28): "Бог не слушает беззакония, и Вседержитель не взирает на него" (буквальное чтение ст. 13).14-15.- Если Бог отвечает не на все молитвы по вполне законным основаниям, то и причина того, что вопли Иова остаются не услышанными (Иов 19:7); (Иов 23:8-10), заключается не в Боге, а в нем самом. И с другой стороны, это не дает права утверждать, что дело навсегда останется в таком же положении, - никогда не будет суда на Иова. "Так как Его гнев не обнаруживается вдруг, то следует ли отсюда, что Он не обращает внимания на преступление" (буквальное чтение ст. 15). Иов не должен успокаивать себя тем, что Бог как бы забыл его: временное забвение сменится строгим судом.16.Отрицающий Божественное Правосудие и его проявление в истории человечества (Иов 24:1), Иов рассуждает неблагоразумно.



