- 1. And Bildad the Shuhite answereth and saith: --
- 2. When do ye set an end to words? Consider ye, and afterwards do we speak.
- 3. Wherefore have we been reckoned as cattle? We have been defiled in your eyes!
- 4. (He is tearing himself in his anger.) For thy sake is earth forsaken? And removed is a rock from its place?
- 5. Also, the light of the wicked is extinguished. And there doth not shine a spark of his fire.
- 6. The light hath been dark in his tent, And his lamp over him is extinguished.
- 7. Straitened are the steps of his strength, And cast him down doth his own counsel.
- 8. For he is sent into a net by his own feet, And on a snare he doth walk habitually.
- 9. Seize on the heel doth a gin, Prevail over him do the designing.
- 10. Hidden in the earth is his cord, And his trap on the path.
- 11. Round about terrified him have terrors, And they have scattered him -- at his feet.
- 12. Hungry is his sorrow, And calamity is ready at his side.
- 13. It consumeth the parts of his skin, Consume his parts doth death's first-born.
- 14. Drawn from his tent is his confidence, And it causeth him to step to the king of terrors.
- 15. It dwelleth in his tent -- out of his provender, Scattered over his habitation is sulphur.
- 16. From beneath his roots are dried up, And from above cut off is his crop.
- 17. His memorial hath perished from the land, And he hath no name on the street.
- 18. They thrust him from light unto darkness, And from the habitable earth cast him out.
- 19. He hath no continuator, Nor successor among his people, And none is remaining in his dwellings.
- 20. At this day westerns have been astonished And easterns have taken fright.
- 21. Only these `are' tabernacles of the perverse, And this the place God hath not known.
1-2.- Призыв Вилдада (ср. (Иов 8:2) к хладнокровному, вдумчивому ("обдумайте, и потом будем говорить" - ст. 2) обсуждению вопроса мотивируется тем, что в пылу спора, в состоянии раздражительности друзья укоряют друг друга в недостатке рассудительности ("зачем ты считаешь нас за животных и принимаешь нас за существ неразумных" - ст. 3; (Иов 12:2-3); (Иов 15:2-3); (Иов 16:2-3); (Иов 17:10). Предвзятая мысль "о взаимном неразумии" не позволяет одному согласиться с другим; мешает выяснению истины.4.Пагубные последствия такого настроения сказываются на самом Иове. Не соглашаясь с друзьями, будучи уверен в своей правоте и встречая только одни возражения, он "раздирает душу свою в гневе", - раздражается, мучится (ср. (Иов 17:2). Но как бы страстны ни были его речи, они не в состоянии изменить того закона нравственного миропорядка, по которому на земле наказываются одни грешники. Он так же непреложен, как и законы мира физического. Назначенная Богом для обитания человека земля (Ис 45:18) всегда останется населенною, по слову человека скала не сдвинется с места, так точно не отменится закон возмездия за грехи.5-6.- Закон возмездия проявляется в том, что счастье ("свет", "светильник" - ср. (Иов 21:17); (Иов 29:3); Притч 13.9; Притч 20.20; Притч 24.20) нечестивого никогда не бывает прочным. Оно исчезает окончательно: "не останется искры от огня его" (ст. 5), или в буквальном переводе: "пламя его очага перестанет светить".7-10.- Все проявления силы, могущества грешника будут сведены ни во что, и причиною этого являются его собственные дела (ст. 1). Сам того не замечая (ст. 10), он запутается в них, как птица в силках и западне (ср. Притч 5.22).11-12.- Чем ближе гибель, тем сильнее становится ее предчувствие, и больше прилагается усилий к спасению ("заставят его бросаться туда и сюда", - ст. 11). Но последнее невозможно: кругом грешника ужасы, - предзнаменования бедствий. Стремление избавиться от них только обессиливает его, как обессиливает человека голод: и гибель готова.13.Подготовляя себе гибель, нечестивый умирает в страшных мучениях. "Члены тела его, съест ... первенец смерти", т. е. тело его будет разрушено самыми страшными болезнями (ср. (Ис 14:30): "первенцы бедных" - самые бедные), в которых как бы концентрируется вся разрушительная сила смерти, подобно тому как в первенце концентрируется сила его родителей (Быт 49:3).14.По точному переводу с еврейского первая половина данного стиха должна читаться так: "он будет изгнан из его шатра, который служил его безопасностью". Пораженный неисцелимою болезнью, нечестивый умирает ("нисходит к царю ужасов" = смерти, ср. (Иов 10:21-22) в том самом шатре, живя в котором, он считал себя безопасным.15-21.- Наказание постигает не только самого нечестивого, но его жилище и семейство.15.Так как местности, посыпанные серою, необитаемы для людей (Втор 29:22), то под имеющими поселиться в шатре нечестивого естественнее разуметь не людей, но диких животных, между прочим, шакалов, которыми пророки заселяют постигнутые гневом Божьим развалины городов (Ис 13:20-22); (Ис 27:10).16.Полная гибель дерева с ветвями и корнями (Ис 5:24); (Ам 2:9) - образ гибели семейства нечестивого, о чем идет речь ниже (ст. 19).17-18.- От нечестивого, как и его жилища, не остается никакого следа: память о нем исчезает, что считалось величайшим несчастием (Втор 25:6); (Сир 46:14-16), и имя предается забвению "на площади", буквально с еврейского "на лице" "хуц" - "поля" (Иов 5:10); Притч 8.26), в местностях, лежащих, за пределами той страны, в которой жил нечестивый. Ст. 18 представляет образное выражение мысли ст. 17.19.От нечестивого не остается потомства.20.Навсегда лишь памятен день гибели грешника как для современников, так и для потомков, по объяснению других (Делича), - для народов востока и запада, потому что евр. слово "ахароним" ("потомки") употребляется в смысле "запад", а "кадмоним" ("современники") - "восток". Подобное толкование находит для себя подтверждение в замечании ст. 17, что имя нечестивого предается забвению в лежащих за пределами его родины местностях.21.Ввиду, может быть, заявления Иова (Иов 17:11-16) Вилдад не находит нужным закончить свою речь словом утешения, как он поступил в первый раз (Иов 8:21).



