< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Глава 11

  • Закрыть сопоставления
  • 1. And Zophar the Naamathite answereth and saith: --
  • 2. Is a multitude of words not answered? And is a man of lips justified?
  • 3. Thy devices make men keep silent, Thou scornest, and none is causing blushing!
  • 4. And thou sayest, `Pure `is' my discourse, And clean I have been in Thine eyes.'
  • 5. And yet, O that God had spoken! And doth open His lips with thee.
  • 6. And declare to thee secrets of wisdom, For counsel hath foldings. And know thou that God forgetteth for thee, `Some' of thine iniquity.
  • 7. By searching dost thou find out God? Unto perfection find out the Mighty One?
  • 8. Heights of the heavens! -- what dost thou? Deeper than Sheol! -- what knowest thou?
  • 9. Longer than earth `is' its measure, And broader than the sea.
  • 10. If He pass on, and shut up, and assemble, Who then dost reverse it?
  • 11. For he hath known men of vanity, And He seeth iniquity, And one doth not consider `it'!
  • 12. And empty man is bold, And the colt of a wild ass man is born.
  • 13. If thou -- thou hast prepared thy heart, And hast spread out unto Him thy hands,
  • 14. If iniquity `is' in thy hand, put it far off, And let not perverseness dwell in thy tents.
  • 15. For then thou liftest up thy face from blemish, And thou hast been firm, and fearest not.
  • 16. For thou dost forget misery, As waters passed away thou rememberest.
  • 17. And above the noon doth age rise, Thou fliest -- as the morning thou art.
  • 18. And thou hast trusted because their is hope, And searched -- in confidence thou liest down,
  • 19. And thou hast rested, And none is causing trembling, And many have entreated thy face;
  • 20. And the eyes of the wicked are consumed, And refuge hath perished from them, And their hope `is' a breathing out of soul!

2-3.- Многословие не есть признак ума и правды (Притч 10.19), приводящей слушателей силою своей бдительности в молчание (Иов 6:25), а наоборот свидетельствует о глупости (Еккл 5:2); (Еккл 10:14). Считая сообразно с этим продолжительную речь Иова неубедительным пустословием, Софар не допускает возможности ответить на нее молчанием. Оно свидетельствовало бы о неспособности друзей понять и изобличить пустоту речей Иова, говорило бы о их глупости.

4-6.- В противоположность Иову, уверенному в правоте своих суждений, невинности (Иов 10:7) и незаслуженности наказаний, Софар утверждает, что он страдает не только вполне заслуженно, но и мало: часть его грехов не открыта ему Богом (ст. 5), предана Богом забвению (ср. (Иов 14:17), - прощена.

7-9.- И как в настоящем случае, так и в случае больших страданий Иов не имеет права оспаривать их справедливость. Его протест безрассуден, поскольку это - протест ограниченного по уму человека против Бога, мудрость которого, будучи взята во всем своем объеме, во всей глубине и широте (ст. 8-9), превосходит человеческое разумение (ст. 7; ср. Рим 11.33). Если человек не в состоянии обнять своим взглядом и мыслью небо, море и землю, то как же может он постичь их Творца? Иов будет осуждать то, чего не понимает.

10-11.- Протест не только безрассуден, но и бесполезен. Божественные определения, основанные на всестороннем знании беззакония, даже замаскированного, прикрытого ложью, справедливы и в силу этого неотвратимы. Человек должен им подчиниться.

12.Так и поступит разумный человек; что же касается пустого, то скорее осел превратится в человека, чем он вразумится (Делич).

13-20.- Определения Божии премудры и неотвратимы; следовательно, им нужно подчиняться, а не противиться. Смирение вознаграждается, гордость наказывается. Когда Иов прекратит ропот, "управит сердце свое", - даст ему истинное направление (ст. 13, ср. (1Цар 7:3); (2Пар 20:33); (Пс 77:8), что выразится в молитве и удалении от всего дурного (ст. 14, ср. (Иов 8:5-6), то Бог наградит его. Он исцелится от болезней, лицо его сделается чистым, освободится от струпьев (ст. 15); не испытывая страха лишиться, он будет пользоваться устойчивым непрекращающимся счастьем, счастьем настолько полным и захватывающим его существо, что воспоминания о пережитых страданиях не оставят в его душе чувства горечи (ст. 16). Не омрачаемая ни опасением за будущее (ст. 15), ни печальными воспоминаниями о прошлом, жизнь Иова будет яснее полдня, - самого светлого в течение дня времени (ст. 17). Даже в случае опасности он, уверенный в божественной помощи и защите, может наслаждаться покоем, не боясь бедствия; оно его не коснется (ст. 18-19; ср. (Иов 5:21-24); Лев 26.6; (Соф 3:13). Наконец, благоволение Божие к Иову сделает его предметом уважения для многих: они будут заискивать, добиваться его расположения (ст. 19 ср. Притч 19.6).

20.Совершенно иная участь ждет нечестивого. Он не только не увидит чего-либо хорошего ("глаза беззаконных истают" - (Втор 28:32), но не в состоянии будет избежать опасностей, - надежда на избавление от них исчезнет (ср. (Иов 8:22).