- 1. And Elihu addeth and saith: --
- 2. Honour me a little, and I shew thee, That yet for God `are' words.
- 3. I lift up my knowledge from afar, And to my Maker I ascribe righteousness.
- 4. For, truly, my words `are' not false, The perfect in knowledge `is' with thee.
- 5. Lo, God `is' mighty, and despiseth not, Mighty `in' power `and' heart.
- 6. He reviveth not the wicked, And the judgment of the poor appointeth;
- 7. He withdraweth not from the righteous His eyes, And `from' kings on the throne, And causeth them to sit for ever, and they are high,
- 8. And if prisoners in fetters They are captured with cords of affliction,
- 9. Then He declareth to them their work, And their transgressions, Because they have become mighty,
- 10. And He uncovereth their ear for instruction, And saith that they turn back from iniquity.
- 11. If they do hear and serve, They complete their days in good, And their years in pleasantness.
- 12. And if they do not hearken, By the dart they pass away, And expire without knowledge.
- 13. And the profane in heart set the face, They cry not when He hath bound them.
- 14. Their soul dieth in youth, And their life among the defiled.
- 15. He draweth out the afflicted in his affliction, And uncovereth in oppression their ear.
- 16. And also He moved thee from a strait place, `To' a broad place -- no straitness under it, And the sitting beyond of thy table Hath been full of fatness.
- 17. And the judgment of the wicked thou hast fulfilled, Judgment and justice are upheld -- because of fury,
- 18. Lest He move thee with a stroke, And the abundance of an atonement turn thee not aside.
- 19. Doth He value thy riches? He hath gold, and all the forces of power.
- 20. Desire not the night, For the going up of peoples in their stead.
- 21. Take heed -- do not turn unto iniquity, For on this thou hast fixed Rather than `on' affliction.
- 22. Lo, God doth sit on high by His power, Who `is' like Him -- a teacher?
- 23. Who hath appointed unto Him his way? And who said, `Thou hast done iniquity?'
- 24. Remember that thou magnify His work That men have beheld.
- 25. All men have looked on it, Man looketh attentively from afar.
- 26. Lo, God `is' high, And we know not the number of His years, Yea, there `is' no searching.
- 27. When He doth diminish droppings of the waters, They refine rain according to its vapour,
- 28. Which clouds do drop, They distil on man abundantly.
- 29. Yea, doth `any' understand The spreadings out of a cloud? The noises of His tabernacle?
- 30. Lo, He hath spread over it His light, And the roots of the sea He hath covered,
- 31. For by them He doth judge peoples, He giveth food in abundance.
- 32. By two palms He hath covered the light, And layeth a charge over it in meeting,
- 33. He sheweth by it `to' his friend substance, Anger against perversity.
2.Молчание Иова дает Елиую повод обратиться к нему с просьбою о продлении его, так как он имеет сказать в защиту Бога еще нечто иное, более лучшее ранее им сказанного.3-4.- Новые рассуждения Елиуя заимствуются из отдаленной области, - из действий Творца в истории человечества и природе ("издалека" = евр. "лемерахок", ср. (Иов 39:29); (Ис 37:26) и, отличаясь безусловною справедливостью, всецело соответствуют своему назначению оправдать Бога.5.В буквальном переводе с еврейского данный стих должен читаться так: "Бог могуществен и не презирает никого. Он могуществен силою сердца". Принимая во внимание заявление Иова, что божественное всемогущество переходит в произвол, нарушающий требования правды (Иов 9:4-12), Елиуй утверждает, что при всем своем всемогуществе Бог не попирает ничьих прав, - "не презирает никого". Причина и объяснение этого в том, что Его могущество - чисто духовное: "Он могуществен силою сердца", т. е. разума. В силу этого он обладает способностью различить правду от несправедливости и водворить повсюду мудрый порядок (ср. (Иов 12:13).6-15.- Примеры беспристрастного правосудия из истории человечества.6-7.- Обладая полнотою духовных сил, Бог и среди людей поддерживает духовное совершенство: не допускает торжества зла (ст. 6; ср. (Иов 34:19) и охраняет добро, - "не отвращает очей" ("праведников посаждает на престол" ср. (1Цар 2:8); (Пс 112:7-8); (Пс 112:12).8-10.- Не нарушается Божественное Правосудие и страданиями праведников, будут ли это цепи в буквальном смысле, - превращение прежних царей в узников, или же всякого рода бедствия ("узы бедствий" - ср (Иов 13:27); (Ис 28:22), (Пс 106:10) и д. ). Они вызываются впадением праведников в грех, несмотря на божественные предостережения ("потому что умножились", буквально: "потому что они поступали гордо" ср. (Иез 33:13,18), и направляются к исправлению, - просветлению рассудка и совести ("открывает ухо", ср. (Иов 33:10) и укреплению воли ("отстали от нечестия", евр. "овен" = ничтожество, грех слабости; ср. (Иов 13:10); (1Ин 1:9).11-12.- Двоякий результат страданий: раскаяние возвращает впавшему в грех прежнее благополучие (ср. (Ис 1:19); (Иез 33:14-16), а при нераскаянности бедствия доводят человека до гибели (Иез 33:13); (Ис 1:20), он умирает "в неразумии", - греховности (по кн. Притчей, глупость - синоним нечестия, греховности).13-14.- В то время как в согрешившем праведнике несчастья могут возбудить раскаяние, нечестивых (синодальное "лицемеры") они приводят в состояние ожесточения, раздражения (ср. (Иов 5:2), при котором не может быть молитвенного обращения к Богу. В наказание за это они умирают в юности (ср. (Иов 5:26) и проводят такую же позорную жизнь, как "кедешим" ("effeminati" Vulg. ), - официальные блудники, посвятившие себя гнусному служению в честь языческих богов (Втор 23:18); (3Цар 14:24); (3Цар 15:22); (3Цар 22:47).15-16.- Применение сказанного к Иову. Спасая страждущего праведника, Господь подобным же образом поступил бы и с раскаявшимся Иовом: избавил бы от бедствий ("вывел бы из стеснения на простор", ср. (Пс 4:2); (Пс 17:20); (Пс 117:5); (Пс 118:45) и возвратил бы прежнее счастье, богатство: "поставляемое на стол твой было бы наполнено туком" (ср. (Пс 21:27); (Пс 22:5); Притч 9.2).17-18.- Сомнение в исполнимости только что сказанного. Ввиду греховного настроения Иова ("преисполнен суждениями нечестивых", ср. (Иов 34:7), проявляющегося в нечестивых речах, которые навлекают божественный гнев ("суждение и осуждение близки"), Елиуй сомневается в исполнимости своих обещаний и потому предостерегает Иова от излишней раздражительности, могущей привести к оскорблению Бога, "Пусть гнев не вовлечет тебя в оскорбление" (буквальный перевод первой половины 1 в ст. ; ср. ст. 13; (Иов 34:37), и советует терпеливо переносить страдания, которыми он может искупить себя ("пусть величие выкупа не отвращает тебя от раскаяния", - вторая половина 18 ст.).19.Неудовлетворительность синодального чтения доказывается упоминанием о богатствах, которые Иов готов предложить в качестве выкупа. Все его имущество погибло, следовательно, не может быть и речи о нем, как существующем. Правильным чтением данного стиха признается следующее: "твои вопли выведут ли тебя из несчастия, а равно и все усилия твоего могущества?" Побуждением последовать совету Елиуя (ст. 18) является бесполезность в деле избавления от несчастия воплей Иова (ср. (Иов 19:7), а равно и обращения к силе (ср. 9:19). Спасти Иова может лишь тот путь раскаяния, смирения пред Богом, который указывается его другом.20.К числу таких воплей принадлежит неоднократное страстное ("не желай", буквально "не вздыхай"; ср. (Иов 7:2) требование "ночи", т. е. божественного суда (Иов 34:20,25); (Иов 35:10); ср. (Иов 13:18) и д. ; (Иов 16:21); (Иов 23:3) и д. ) В деле оправдания Иова оно бесполезно, так как эта "ночь", суд кончается гибелью целых народов ("истребляются", буквально - "уносятся, как прах", ср. (Пс 1:4); (Ис 5:26); уцелеют ли же в это время отдельные личности?21.Противополагая "нечестию" "страдание", Елиуй, очевидно, разумеет под первым ропот на Бога, нетерпеливое перенесение бедствий. Ввиду бесполезности, даже явного вреда от подобного настроения он еще раз и советует Иову прекратить его, смириться пред правосудным Богом.22-33.- Явления видимой природы, - откровение божественного всемогущества и премудрости, - как доказательство Божественного Правосудия. Введением в этот новый ряд мыслей служат ст. 22-25, из которых первый начинается в качестве начала нового отдела выражением "вот" (ср. ст. 5).22.Бог - всемогущий, верховный правитель, и потому Его нельзя упрекнуть ни в одном из действий (ср. (Иов 34:17-18). Еврейские "море", передаваемое в синодальном тексте, равно в Таргуме, Пешито и у новейших гебраистов, - Делича и др., выражением "наставник", следует, кажется, по смыслу самого стиха перевести словом "правитель", "βυναοτης" - LXX.23.В качестве верховного правителя Бог не нуждается в постороннем руководительстве ("кто укажет", точнее - "кто Ему предписал пути Его"? ср. (Иов 34:13,33), и Его действия, определяемые исключительно личным всесовершенным сознанием и волею, не подлежат обвинению в несправедливости.24-25.- Всесовершенные по характеру они должны вызывать со стороны Иова не порицание, осуждение (ср. (Иов 12:15), а восхваление. Свою хвалебную песнь он обязан присоединить к таковым же песнопениям (Пс 103:33) других людей ("дела, которые воспеты другими людьми", вместо неправильного синодального: "дела, которые люди видят"), видящих дела Божии "издали", смотрящих на них с почтением.26.Чувство подобного рода вызывается прежде всего неисследимостью существа Божия, а отсюда и дел божественных, что объясняется в свою очередь Его вечностью. Вечный, он не может быть постигнут ограниченным умом человека.27.Показателями величия Божия, - мудрости и всемогущества, служит атмосферическое явление дождя. Бог "собирает", буквально "привлекает" (евр. "йегара"; ср. (Иов 15:8) "капли воды". Силою Его всемогущества и премудрости носящиеся над земною поверхностью испарения поднимаются вверх, превращаются здесь в капли и падают на землю в виде дождя "при Его паре" (евр. "леедо", ср. (Быт 2:6); синодальное "во множестве"), т. е. в то время, когда воздушное пространство наполнено созданным Богом паром. В дождь превращаются не все испарения, а только часть их; он дается облаками, изливающими воду на пользу людей.29.Величие Божие сказывается далее в том способе, которым распростираются (ср. (Пс 103:2); (Пс 104:29); (Иез 27:7) в атмосферических областях облака, и в происходящем же среди тех же облаков ("шатер", ср. (Пс 17:12) громе.30.Дающий знать о Себе этим последним, Бог распоряжается также молнией, которая во время грозы прорезывает облака и освещает океан до самых "корней его", до самой глубины.31.Из своего жилища Бог является как в роли судьи, так и в положении благодетеля, дает дождь, поддерживает растительность и тем поставляет пищу.32-33.- Свой суд Он осуществляет при посредстве повинующейся Ему молнии, направляя ее против Своих врагов (ср. (Пс 10:6); (Пс 17:14) и д. ; (Прем 19:12), а страшную силу суда сознают даже неразумные животные, - намек на их беспокойство перед наступлением грозы.



