< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Глава 17

  • Закрыть сопоставления
  • 1. My spirit hath been destroyed, My days extinguished -- graves `are' for me.
  • 2. If not -- mockeries `are' with me. And in their provocations mine eye lodgeth.
  • 3. Place, I pray Thee, my pledge with Thee; Who is he that striketh hand with me?
  • 4. For their heart Thou hast hidden From understanding, Therefore Thou dost not exalt them.
  • 5. For a portion he sheweth friendship, And the eyes of his sons are consumed.
  • 6. And he set me up for a proverb of the peoples, And a wonder before them I am.
  • 7. And dim from sorrow is mine eye, And my members as a shadow all of them.
  • 8. Astonished are the upright at this, And the innocent against the profane Stirreth himself up.
  • 9. And the righteous layeth hold `on' his way, And the clean of hands addeth strength, And -- dumb are they all.
  • 10. Return, and come in, I pray you, And I find not among you a wise man.
  • 11. My days have passed by, My devices have been broken off, The possessions of my heart!
  • 12. Night for day they appoint, Light `is' near because of darkness.
  • 13. If I wait -- Sheol `is' my house, In darkness I have spread out my couch.
  • 14. To corruption I have called: -- `Thou `art' my father.' `My mother' and `my sister' -- to the worm.
  • 15. And where `is' now my hope? Yea, my hope, who doth behold it?
  • 16. `To' the parts of Sheol ye go down, If together on the dust we may rest.

1-9.- Ст. 1 представляет повторение мысли (Иов 16:22), а 2-9 содержат более подробное раскрытие мысли (Иов 16:19-21)

1.Жизнь Иова подходит к концу, угасает, подобно светильнику.

2.Близость смерти не страшит, однако, страдальца. Он умер бы спокойно, если бы не насмешки друзей.

3.Дать Иову возможность умереть спокойно путем выяснения его невинности может всеведущий Господь (Иов 16:19). Только Он один в состоянии поручиться за правоту страдальца. "Положи залог, будь за меня порукою пред Тобою; кто найдется другой, чтобы ударить меня по руке?" (точный перевод данного стиха). "Ударить по руке" в знак обязательства и "положить залог" - выражения синонимические (Притч 6.1; Притч 11.15; Притч 17.16).

4-9.- Мотивы высказанной в 3 ст. просьбы о заступничестве.

4-5.- Засвидетельствовать, поручиться за невинность Иова может только Бог и никто, кроме Него. Друзья на это неспособны. При своей теории земных мздовоздаяний они не в состоянии возвыситься до мысли о возможности страдания невинного человека. Это выше их разумения. Но Бог, лишивший их мудрости (Мф 11:25) не позволит восторжествовать их ложному взгляду о греховности Иова, как не допускает торжества того, кто обрекает ближнего на несчастие (Иов 11:20); (Пс 7:16); (Пс 56:7); Притч 26.27; (Еккл 10:8); - "у детей того глаза истают", - предатель будет наказан несчастиями своих потомков (ср. (Ис 20:5). "Истают" - см. (Иов 11:20)

6.Неспособны поручиться за невинность Иова и остальные люди. В их глазах Иов - грешник и, как таковой, - "притча", т. е. предмет поругания, насмешек (Иов 16:10-11); (2Пар 7:20); (Иез 14:8); (Пс 63:12), и "посмешище", по евр. "ветофет лефаним", "человек", которому плюют ("тофет" от "туф" - плевать) в лицо, т. е. поносят, - наивысшее оскорбление (Чис 12:14); (Втор 25:9); (Ис 50:6).

7.В результате подобных отношений к Иову друзей и всех людей его глаза утратили блеск, помутились от печали (Пс 6:8); (Пс 30:10), которая ослабляет даже телесные силы: "члены мои, как тень" (ср. (Пс 30:11).

8-9.- Страдания праведника, вызывая в благочестивых чувства изумления и негодования против нечестивых, пользующихся счастьем (ст. 8; ср. (Пс 36:1); (Пс 72:3), в нем самом укрепляют веру в Бога (ст. 9). Всеми отверженный (ст. 4-6; ср. (Иов 12:5), сознающий, что защитником его может быть только Бог (ст. 3), он еще более прилепляется к Нему (ср. (Пс 55:2-7); (Пс 62:8-9); (Пс 93:16-19,22). Так падает предъявленное Елифазом (Иов 15:4) обвинение в отсутствии страха Божия, и не оправдываются слова диавола, что под влиянием бедствий Иов похулит Бога. Когда "кипело сердце его, он был невеждой" (Пс 72:21-22); ср. (Иов 6:26), а теперь, успокоившись, полагает в Боге свое упование (Пс 73:28).

10.Речи друзей Иова сводятся к доказательствам его виновности и обещаниям благ под условием раскаяния. Не проявляя мудрости в рассуждениях первого рода (ст. 4), они не обнаруживают ее и в суждениях второго.

11-12.- Жизнь Иова, лелеянные им думы: "дни мои будут многи, как песок" (Иов 29:18), оказались несбыточными (ст. 1), а между тем они утверждают, что ночь скорби превратится в счастливый день! (Иов 5:24-26); (Иов 11:17).

13-14.- "Если я и ожидаю, то только того, чтобы иметь преисподнюю своим жилищем". Шеол - вот та будущность, на которую может рассчитывать Иов Могила и наполняющие ее черви, - вот с кем в скором времени будет находиться в ближайшем общении Иов: "гробу скажу, ты отец мой, червю: ты мать моя и сестра моя".

15-16.- Надежды на жизнь и ее радости нет и не предвидится. Она так же исчезает (преисподнюю сойдет" - ст. 16), как и сам Иов Вместо обещанного друзьями покоя на земле (Иов 5:24); (Иов 11:18) Иову предстоит покой в шеоле. Вместо "и будет покоиться со мною во прахе" буквально с еврейского должно перевести: "там, по крайней мере, во прахе я найду покой".