- 1. And yet, I pray thee, O Job, Hear my speech and `to' all my words give ear.
- 2. Lo, I pray thee, I have opened my mouth, My tongue hath spoken in the palate.
- 3. Of the uprightness of my heart `are' my sayings, And knowledge have my lips clearly spoken.
- 4. The Spirit of God hath made me, And the breath of the Mighty doth quicken me.
- 5. If thou art able -- answer me, Set in array before me -- station thyself.
- 6. Lo, I `am', according to thy word, for God, From the clay I -- I also, have been formed.
- 7. Lo, my terror doth not frighten thee, And my burden on thee is not heavy.
- 8. Surely -- thou hast said in mine ears, And the sounds of words I hear:
- 9. `Pure `am' I, without transgression, Innocent `am' I, and I have no iniquity.
- 10. Lo, occasions against me He doth find, He doth reckon me for an enemy to Him,
- 11. He doth put in the stocks my feet, He doth watch all my paths.'
- 12. Lo, `in' this thou hast not been righteous, I answer thee, that greater is God than man.
- 13. Wherefore against Him hast thou striven, When `for' all His matters He answereth not?
- 14. For once doth God speak, and twice, (He doth not behold it.)
- 15. In a dream -- a vision of night, In the falling of deep sleep on men, In slumberings on a bed.
- 16. Then He uncovereth the ear of men, And for their instruction sealeth:
- 17. To turn aside man `from' doing, And pride from man He concealeth.
- 18. He keepeth back his soul from corruption, And his life from passing away by a dart.
- 19. And he hath been reproved With pain on his bed, And the strife of his bones `is' enduring.
- 20. And his life hath nauseated bread, And his soul desirable food.
- 21. His flesh is consumed from being seen, And high are his bones, they were not seen!
- 22. And draw near to the pit doth his soul, And his life to those causing death.
- 23. If there is by him a messenger, An interpreter -- one of a thousand, To declare for man his uprightness:
- 24. Then He doth favour him and saith, `Ransom him from going down to the pit, I have found an atonement.'
- 25. Fresher `is' his flesh than a child's, He returneth to the days of his youth.
- 26. He maketh supplication unto God, And He accepteth him. And he seeth His face with shouting, And He returneth to man His righteousness.
- 27. He looketh on men, and saith, `I sinned, And uprightness I have perverted, And it hath not been profitable to me.
- 28. He hath ransomed my soul From going over into the pit, And my life on the light looketh.'
- 29. Lo, all these doth God work, Twice -- thrice with man,
- 30. To bring back his soul from the pit, To be enlightened with the light of the living.
- 31. Attend, O Job, hearken to me, Keep silent, and I -- I do speak.
- 32. If there are words -- answer me, Speak, for I have a desire to justify thee.
- 33. If there are not -- hearken thou to me, Keep silent, and I teach thee wisdom.
1-3.- Беспристрастные по содержанию (Иов 32:21), заключающие одну только истину (3), речи Елиуя должны быть выслушаны Иовом от начала и до конца ("внимай всем словам"). К нему он должен отнестись без того предубеждения, которым встречал рассуждения друзей (Иов 13:4).4-7.- И с другой стороны, Иов может говорить с Елиуем вполне спокойно. И по духовной (ст. 4), и по телесной природе Елиуй совершенно подобен Иову: "вот, у Бога, пред Богом (евр. "ла-эл", ср. (Иов 12:16) я, как и ты" (ст. 6). Елиуй не представляет из себя непреоборимого противника; спор с ним - вполне равный, по силам Иову. Последний без всякого смущения и страха (ст. 7; ср. (Иов 9:34); (Иов 13:21); (Иов 16:22) может защищать свое дело. Синодальное чтение ст. 6: "вот я, по желанию твоему, вместо Бога", не находит оправдания ни в оригинальном тексте, ни в речах Иова. Он, наоборот, решительно отказывается от рассуждения с людьми и горит желанием перенести свое дело на суд Бога (Иов 13:3-5); тем более у него нет даже следов желания видеть в лице Елиуя заместителя Бога.8-12.- Одно из ошибочных мнений, допущенное Иовом в разговоре с друзьями и теперь опровергаемое Елиуем. Он считал себя чистым, беспорочным, (Иов 10:7); (Иов 12:4); (Иов 13:23); (Иов 16:17); (Иов 23:10); (Иов 27:5) и д. ; как ограничение подобного взгляда см. (Иов 8:20-21); (Иов 13:23,26); (Иов 14:4,16-17), а Бога - "выискивающим причины неприязни" (евр. "тенуот"; ср. числ. (Иов 32:7), враждебным себе существом, сковавшим его, подобно узнику (Иов 10:13-14); (Иов 13:24,27); (Иов 19:11); (Иов 30:21). Иов не прав в этом случае, потому что Бог - "выше человека" (ст. 12). Последнему отношения Бога к Иову могут, действительно, казаться проявлением вражды и гнева. Но это объясняется тем, что ограниченный по уму человек не в состоянии понять смысла действий превосходящих его премудростью Бога ("выше человека"). Они представляются ему враждебными, а на самом деле не таковы.13.Мысль о враждебности к себе Бога Иов выводит между прочим из того, что Бог не отвечает ему, скрывается от него (Иов 13:24). Но и в этом случае он также не прав. Бог вообще не отдает отчета в своих делах (ср. (Иов 9:12), не объясняет мотивов своих отношений к людям. Заключать на основании этого, будто в своих поступках Он руководится непременно чувством вражды, более чем странно.14.Каковы в своих причинах отношения Бога к Иову, об этом можно судить по аналогичным с ними способам воздействия Бога на человека.15-18.- Одним из них являются сновидения. Бог пользуется ими, как средством для сообщения человеку откровения ("открывает ухо": ср. (2Цар 7:27); (Пс 39:7) и охранения своих наставлений от забвения ("запечатлевает", буквально - "полагает печать": запечатание в смысле охранения (Песн 4:12); (Дан 6:17); (Мф 27:66). Цель этих откровений та, чтобы отклонить человека от беззаконного дела (рус. "предприятие", евр. "маасе", - (1Цар 20:19); (Быт 20:3,6), удалить от гордости (Дан 3:1) и тем спасти от смерти ("от пропасти"; ср. (Пс 15:10); (Пс 30:4). - естественного наказания за грех (Быт 3:3).19.Кроме сновидений, Господь пользуется для вразумления человека болезнью, во время которой "постоянная борьба волнует его кости" (ср. (Пс 37:4), - нарушается равновесие, гармония сил, и члены тела являются как бы воюющими друг с другом, отстаивающими свое существование в ущерб другим.20-22.- Естественные следствия болезни: исчезновение аппетита, худоба, разрушение души (носительницы телесной жизни) и отдание жизни "ламмитим", - ангелам, получившим от Бога право умерщвлять человека, если он не раскаивается (2Цар 24:16); (Пс 77:49).23.В качестве исправительного средства постигающая человека болезнь становится понятной ему при помощи ангела посредника (евр. "мелиц", ср. (Быт 42:3); (2Пар 32:1); (Ис 43:7), указывающего больному истинный путь ("йашеро", ср. Притч 14.2), т. е. путь веры и покаяния в грехах, как средство избавиться от смерти (ср. (Быт 48:15); (Пс 33:8).24.Посредничество ангела, возвращающего больному сознание греха, склоняет на милосердие Бога: в раскаянии и страданиях Он усматривает выкуп и повелевает ангелу освободить раскаявшегося от смерти (Ис 63:9).25-26.- Возвращение больному здоровья и дарование ему Богом праведности, - мысль, свойственная только Елиую в отличие от друзей (ср. (Иов 5:19) и д. ; (Иов 8:21); (Иов 11:15) и д. ).29-30.- Постигающие человека бедствия направляются к его исправлению, вразумлению, но не служат выражением божественного гнева, вражды, как утверждал Иов32-33.- Так как взгляд Елиуя на воспитательное, исправительное значение страданий является новым для Иова, то желательно выслушать его отзыв о нем.



