< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Глава 13

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Lo, all -- hath mine eye seen, Heard hath mine ear, and it attendeth to it.
  • 2. According to your knowledge I have known -- also I. I am not fallen more than you.
  • 3. Yet I for the Mighty One do speak, And to argue for God I delight.
  • 4. And yet, ye `are' forgers of falsehood, Physicians of nought -- all of you,
  • 5. O that ye would keep perfectly silent, And it would be to you for wisdom.
  • 6. Hear, I pray you, my argument, And to the pleadings of my lips attend,
  • 7. For God do ye speak perverseness? And for Him do ye speak deceit?
  • 8. His face do ye accept, if for God ye strive?
  • 9. Is `it' good that He doth search you, If, as one mocketh at a man, ye mock at Him?
  • 10. He doth surely reprove you, if in secret ye accept faces.
  • 11. Doth not His excellency terrify you? And His dread fall upon you?
  • 12. Your remembrances `are' similes of ashes, For high places of clay your heights.
  • 13. Keep silent from me, and I speak, And pass over me doth what?
  • 14. Wherefore do I take my flesh in my teeth? And my soul put in my hand?
  • 15. Lo, He doth slay me -- I wait not! Only, my ways unto His face I argue.
  • 16. Also -- He `is' to me for salvation, For the profane cometh not before Him.
  • 17. Hear ye diligently my word, And my declaration with your ears.
  • 18. Lo, I pray you, I have set in order the cause, I have known that I am righteous.
  • 19. Who `is' he that doth strive with me? For now I keep silent and gasp.
  • 20. Only two things, O God, do with me: Then from Thy face I am not hidden.
  • 21. Thy hand put far off from me, And Thy terror let not terrify me.
  • 22. And call Thou, and I -- I answer, Or -- I speak, and answer Thou me.
  • 23. How many iniquities and sins have I? My transgression and my sin let me know.
  • 24. Why dost Thou hide Thy face? And reckonest me for an enemy to Thee?
  • 25. A leaf driven away dost Thou terrify? And the dry stubble dost Thou pursue?
  • 26. For Thou writest against me bitter things, And causest me to possess iniquities of my youth:
  • 27. And puttest in the stocks my feet, And observest all my paths, On the roots of my feet Thou settest a print,
  • 28. And he, as a rotten thing, weareth away, As a garment hath a moth consumed him.

1-3.- Иов знает не меньше своих друзей и тем не менее не в состоянии понять причину своих страданий; непонятна, следовательно, она и им. Поэтому для разрешения вопроса: за что осудил его Бог, он и решается обратиться к Нему самому, как единственному существу, знающему это.

4-5.- При решении Иова перенести свое дело на суд Бога друзьям остается замолчать. Их молчание было бы приятно ("о, если бы") для страдальца, так как своею ложью, - прямым обвинением в грехах (Иов 11:6) и предположением их (Иов 5:17), они причиняют ему страдания (Иов 19:2), а рассуждениями о божественной премудрости, советами ввериться ей так же мало утешают (Иов 16:2), как мало облегчает больного не понимающий болезни врач. Кроме того, молчание, как доказательство сознаний друзьями своей неправоты, свидетельствовало бы об их уме и мудрости (Притч 10.19; Притч 17.28), которыми они так хвалятся.

6-12.- Но так как подобные побуждения к молчанию могли показаться друзьям неубедительными, то Иов указывает другое, - страх божественного наказания (ст. 11) за стремление защищать правосудие Господа несправедливым обвинением его, Иова, в грехах (ст. 7-8). Великий в правосудии Бог, великий до того, что не смотрит на лица (Втор 10:17), и "мерзостью считает уста лживые" (Притч 12.22), не оставит их без наказания за ложь (ст. 10; ср. (Пс 30:19); (Пс 58:13); (Пс 58:13). Оно неизбежно: Бога обмануть нельзя (ст. 9), даже скрытым лицемерием (Иов 11:11); нельзя доказать правоту своих суждений, раз они слабы, как крепости, сделанные из глины (ст. 12).

13-19.- Соображения, поддерживающие решимость Иова перенести свое дело на суд Божий (ст. 3).

13-15.- По свидетельству Суд 12.3; (1Цар 19:5); (1Цар 28:21); (Пс 118:109), выражение: "душу мою полагать в руку мою", означает: "подвергаться величайшим опасностям". Одинаковый смысл, как думают, соединяется и с первою, нигде более не встречающегося в Писании, половиною ст. 14: "терзать тело мое зубами моими". Сообразно с этим 13-14 ст. имеют такой смысл. Намерение Иова "состязаться с Богом" (ст. 3) ослабляется боязнью подвергнуться наказанию за свободные речи. Но это чувство устраняется в свою очередь тем соображением, что больших, чем теперь, бедствий он не испытает. Бояться и страшиться ему, следовательно, нечего: "буду говорить, что бы ни постигло меня" (ст. 13). Безбоязненно ожидает Иов и смерти; она была бы страшна для него в том случае, если бы пришлось умереть неоправданным (ст. 15 ср. (Иов 6:10).

16-19.- Решимость Иова перенести свое дело на суд Бога свидетельствует о его невинности: "лицемер не пойдет пред лице Его" (ср. ст. 7-11). На почве данного сознания возникает уверенность в оправдании (ст. 18); уверенность столь сильная, что Иов согласен умереть, если кто-либо докажет ему его беззаконие (ст. 19).

20-21.- Иов уверен в своей невинности, уверен и в том, что оправдается пред Богом. Препятствие к этому может быть только со стороны Господа. Если Он "не удалит от Иова руки своей", т. е. не ослабит или совсем не прекратит страданий, то последний все время будет находиться в состоянии трепета, душевного смятения (Иов 9:28), парализующего ясность мысли и тем самым мешающего выяснению невинности. Отсюда "удаление руки Божией", дарование успокоения - является первым условием, при соблюдении которого Иов может доказать свою правоту. Вторым - служит предоставление ему в течение всего суда с Богом права голоса, почему он и просит, чтобы Он не привел его в молчание страхом Своего божественного величия (ст. 21; ср. (Иов 9:34-35).

22.Под условием исполнения своей просьбы Иов готов выступить как в роли обвиняемого ("тогда зови, и я буду отвечать"), так и в роли обвинители ("или буду говорить я, а Ты отвечай мне").

23.(Иов 14:13) Данные, на основании которых Иов рассчитывает из оправдание.

23-24.- Не считав себя совершенно безгрешным (ст. 26), Иов однако не знает за собою столь великих грехов, которые вызывали бы враждебные отношения к нему Бога, такие тяжкие страдания.

25-28.- Бог поступает с Иовом как строгий, безжалостный судья. Не объявляя Иову его вины, Он прямо выносит ему тяжкий судебный приговор ("пишешь ... горькое" ср. (Иов 10:1); (Ос 8:12); не совершившему в последние годы каких-либо значительных проступков вменяет в вину грех юности, т. е. легкомыслия (ст. 26; ср. (Пс 24:7), не дает двинуться с места без боли ("ставишь в колоду ноги мои", - ст. 27) тому, чье тело изъедено болезнью, готово распасться (28 ст.).