< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Глава 3

  • Закрыть сопоставления
  • 1. После того открыл Иов уста свои и проклял день свой.
  • 2. И начал Иов и сказал:
  • 3. погибни день, в который я родился,
    и ночь, в которую сказано: зачался человек!
  • 4. День тот да будет тьмою;
    да не взыщет его Бог свыше,
    и да не воссияет над ним свет!
  • 5. Да омрачит его тьма и тень смертная,
    да обложит его туча,
    да страшатся его, как палящего зноя!
  • 6. Ночь та, — да обладает ею мрак,
    да не сочтется она в днях года,
    да не войдет в число месяцев!
  • 7. О! ночь та — да будет она безлюдна;
    да не войдет в нее веселье!
  • 8. Да проклянут ее проклинающие день,
    способные разбудить левиафана!
  • 9. Да померкнут звезды рассвета ее:
    пусть ждет она света, и он не приходит,
    и да не увидит она ресниц денницы
  • 10. за то, что не затворила дверей чрева матери моей
    и не сокрыла горести от очей моих!
  • 11. Для чего не умер я, выходя из утробы,
    и не скончался, когда вышел из чрева?
  • 12. Зачем приняли меня колени?
    зачем было мне сосать сосцы?
  • 13. Теперь бы лежал я и почивал;
    спал бы, и мне было бы покойно
  • 14. с царями и советниками земли,
    которые застраивали для себя пустыни,
  • 15. или с князьями, у которых было золото,
    и которые наполняли домы свои серебром;
  • 16. или, как выкидыш сокрытый, я не существовал бы,
    как младенцы, не увидевшие света.
  • 17. Там беззаконные перестают наводить страх,
    и там отдыхают истощившиеся в силах.
  • 18. Там узники вместе наслаждаются покоем
    и не слышат криков приставника.
  • 19. Малый и великий там равны,
    и раб свободен от господина своего.
  • 20. На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею,
  • 21. которые ждут смерти, и нет ее,
    которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад,
  • 22. обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб?
  • 23. На что дан свет человеку, которого путь закрыт,
    и которого Бог окружил мраком?
  • 24. Вздохи мои предупреждают хлеб мой,
    и стоны мои льются, как вода,
  • 25. ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня;
    и чего я боялся, то и пришло ко мне.
  • 26. Нет мне мира, нет покоя, нет отрады:
    постигло несчастье.

1.Высказывая в своей первой речи сожаление по поводу своего рождения и желание смерти, - мертвенного пребывания, покоя в шеоле, Иов начинает ее проклятием, - пожеланием зла (2Цар 16:7-8); (Иер 20:14) дню и ночи своего рождения, послужившим источником, началом стольких бедствий.

2."И сказал", буквально с еврейского - "ответил". Речь Иова, в которой он не признает себя виновным, действительно, является ответом на тайные мысли друзей, убежденных в греховности страдальца.

3-4.- День состоит в присутствии света; исчезновение последнего ("день тот да будет тьмою", - ст. 4) равносильно гибели дня ("да погибнет день", - ст. 3). Смена тьмы светом, т. е. существование дня установлено самим Богом (Быт 1:4); к Нему и обращается с просьбою Иов, чтобы Он не допустил этой смены в число его рождения и тем самым исполнил просьбу о погибели дня.

5.Усиление мысли ст. 4. Пусть в часы, отведенные для света, царит густой могильный мрак (Иов 10:21-22).

6.Ночь рождения Иова не должна перейти в день; господствующий в продолжение ее мрак пусть не сменяется светом. И так как ночь составляет известное число в соединении с днем, то сама по себе, взятая отдельно от дня, в него не перешедшая, она не может войти ни в состав чисел года, ни месяца.

7.Несчастная для Иова, она не должна быть временем рождения ("бесплодна") и кого-нибудь другого, он будет несчастен, подобно ему, Иову. Под условием исполнения данного желания в ночь его рождения не будет радости, которою сопровождается появление на свет человека (Ин 16:21).

8.Исполнению желания Иова могут помочь заклинатели, способные своею силою разбудить левиафана. Употребляемое в Библии для обозначения страшных пресмыкающихся (Пс 73:14); (Пс 103:26); (Ис 27:1), выражение "левиафан" указывает, как думают, в настоящем случае на враждебное солнцу и луне созвездие, поглощающее их, благодаря, между прочим, чарам заклинателей, и тем производящее затмение. Отсутствие библейских указаний на существование среди евреев веры в такое созвездие не говорит против возможности приведенного объяснения: автор мог пользоваться не отмеченным в Библии народным поверьем. У других народов - китайцев и индийцев - оно существовало.

9.Ночь рождения Иова навсегда должна остаться тьмою; никогда не должна увидать проблесков утренней зари - "ресниц денницы".

11-12.- Принужденный примириться с мыслью о рождении, как неизбежным фактом, Иов все же выражает сожаление, зачем он пережил начальные моменты своего существования: момент появления на свет ("выходил из утробы", ср. (Иер 20:18), принятия отцом на колена в знак того, что он - его сын (Быт 50:23) и время кормления молоком матери.

13-19.- Основанием для подобного сожаления является соображение, что смерть лучше жизни, пребывание в могиле предпочтительнее пребывания на земле. Могила - место полного успокоения, прекращения духовных и физических страданий. В ней успокаиваются цари и князья, из которых первые утруждали себя на земле заботами о заселении опустошенных местностей - пустыней (евр. "харабот" = развалины. Ср. (Ис 44:26); (Ис 58:12); (Иез 36:10), вторые - собиранием сокровищ (ст. 14-15). В могиле конец жестокостям одних и страданиям других: в ней находят покой и несшие на земле непосильные труды, и не видавшие света узники темницы, и рабы, жизнь которых - один беспрерывный труд (Иов 7:2).

20-23.- Лично для Иова смерть желательна потому, что избавила бы от мучительного состояния - утраты понимания смысла жизни. Жизнь есть время возможных для человека радостей: "свет сладок" (Еккл 11:7); но эта сладость не доступна для него, огорченного душою; жить и пользоваться жизнью он не может. Для чего же продолжать существование? Некоторым облегчением в современном горестном положении могло бы служить для Иова знание причины постигших его страданий; но это скрыто от него, он находится во мраке неведения (ст. 23).

24.Пораженный болезнью, утративший смысл жизни, Иов испытывает состояние душевного смятения, выражением которого являются постоянные вздохи и стоны.

25.К этому смятению присоединяется еще что-то ужасное, чего он страшится и от чего не может избавиться. В данном случае Иов намекает, быть может, на те кошмары, о которых говорит ниже (Иов 7:14).

26.Испытывая смятение, страдая от кошмаров, Иов ни на минуту не может успокоиться.