< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Глава 7

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Не определено ли человеку время на земле,
    и дни его не то же ли, что дни наемника?
  • 2. Как раб жаждет тени,
    и как наемник ждет окончания работы своей,
  • 3. так я получил в удел месяцы суетные,
    и ночи горестные отчислены мне.
  • 4. Когда ложусь, то говорю: «когда-то встану?»,
    а вечер длится,
    и я ворочаюсь досыта до самого рассвета.
  • 5. Тело мое одето червями и пыльными струпами;
    кожа моя лопается и гноится.
  • 6. Дни мои бегут скорее челнока и кончаются без надежды.
  • 7. Вспомни, что жизнь моя дуновение,
    что око мое не возвратится видеть доброе.
  • 8. Не увидит меня око видевшего меня;
    очи Твои на меня, — и нет меня.
  • 9. Редеет облако и уходит;
    так нисшедший в преисподнюю не выйдет,
  • 10. не возвратится более в дом свой,
    и место его не будет уже знать его.
  • 11. Не буду же я удерживать уст моих;
    буду говорить в стеснении духа моего;
    буду жаловаться в горести души моей.
  • 12. Разве я море или морское чудовище,
    что Ты поставил надо мною стражу?
  • 13. Когда подумаю: утешит меня постель моя,
    унесет горесть мою ложе мое,
  • 14. ты страшишь меня снами и видениями пугаешь меня;
  • 15. и душа моя желает лучше прекращения дыхания,
    лучше смерти, нежели сбережения костей моих.
  • 16. Опротивела мне жизнь.
    Не вечно жить мне.
    Отступи от меня, ибо дни мои суета.
  • 17. Что такое человек, что Ты столько ценишь его
    и обращаешь на него внимание Твое,
  • 18. посещаешь его каждое утро, каждое мгновение испытываешь его?
  • 19. Доколе же Ты не оставишь, доколе не отойдешь от меня,
    доколе не дашь мне проглотить слюну мою?
  • 20. Если я согрешил,
    то что я сделаю Тебе, страж человеков!
    Зачем Ты поставил меня противником Себе,
    так что я стал самому себе в тягость?
  • 21. И зачем бы не простить мне греха
    и не снять с меня беззакония моего?
    ибо, вот, я лягу в прахе;
    завтра поищешь меня, и меня нет.

1-10.- Во второй половине своей речи Елифаз высказал уверенность, что Иову под условием смиренного обращения к Богу будет возвращено земное благополучие (Иов 5:8-26). Против этого заявления старшего друга и направлена вторая часть речи Иова, доказывающего невозможность для себя счастья.

1-4.- Счастье невозможно в настоящее время. Земная жизнь человека тяжела, как военная служба ("цаба", ср. (Ис 40:2) - "время борьбы"), как лишенное свободы и полное труда существование наемника; положение же Иова еще тяжелее. Раб вечером пользуется отдыхом, и наемник получает плату за труд (ср. Притч 21.6), Иов же ждал успокоения, - облегчения болезни, но напрасно пронадеялся целые месяцы (ст. 3). В течение их он страдал беспрерывно, даже по ночам. Бессонные, не облегчающие болезни ("ночи горестные", у LXX - νυκτες οδυιων - "ночи болезней" ст. 3; "ворочаюсь досыта до самого рассвета" - ст. 4), они заставляли его думать: "когда пройдет вечер" (еврейское; "униддад ареб", переводимое в синодальном тексте фразою: вечер длится" - ст. 4, может значить: "пройдет вечер") и дожидаться наступлении дня ("когда то встану?" - ст. 4) в тот момент, когда он еще только ложился.

5-10.- Современное состояние Иова таково, что лишает его возможности думать о счастье в будущем. И оно, действительно, невозможно. Он - живой труп, покрытый червями, которые разводятся в теле, принявшем цвет земли ("тело мое одето ... пыльными струпами", - ст. 5, точнее - "земляною корою"). Разложение же тела - предвестие смерти: мелькающие с быстротою ткацкого челнока дни (ст. 6, ср. (Ис 38:12) не возбуждают иной надежды, Иов умрет, исчезнет для всех знавших и видевших его (ст. 8, 10 ср. (Иов 20:9); (Пс 38:14); (Пс 102:16), сойдет в преисподнюю, из которой нет возврата для возвращения на землю, к ее благам.

11.У Иова нет надежды на прекращение страданий, на восстановление счастья, нет потому и оснований прекратить ропот, как советовал Елифаз (Иов 5:17).

12.В противоположность ропоту III гл., жалобы направлены теперь против Бога, виновника незаслуженных Иовом страданий. Он не зловредное морское или речное чудовище ("таннин") и не море, предел разрушительным действиям которого полагается берегами (Пс 103:7); Притч 8.29; (Иер 5:22), т. е. ни для кого не опасен. Но в таком случае какое же основание держать его под стражею? Ни на минуту не освободить от страданий?

13-15.- Они, вопреки ожиданиям (ст. 13), не прекращаются даже ночью. Во время сна он подвержен кошмарам, - галлюцинациям, притом настолько страшным, тяжелым, что желает, чтобы сопровождающие проказу приступы удушья кончились удушением (ст. 15).

16.При непрерывных страданиях жизнь становится для Иова в тягость (ср. (Иов 10:1). И так как его существование не может продолжаться бесконечно, когда-нибудь он должен же умереть ("не вечно жить мне"), то в виду скорой смерти ("дни мои - суета", - "гебел" - пар, дуновение) Бог должен дать ему облегчение в страданиях.

17-21.- Иные основания со стороны Господа облегчить мучения Иова хотя бы на самый короткий срок, - на одно мгновение ("доколе не дашь мне проглотить слюну мою?" - ст. 19). Как и всякий человек, Иов - ничтожное, слабое существо ("енош"), на которое при величии Господа не стоит обращать внимания (ст. 17, 18 ср. (Пс 8:5); (Пс 143:3). Своими грехами, если только они существуют, он не причиняет Богу вреда; так что у Него, стража людей, в смысле карателя, нет оснований усматривать в Иове своего врага, делать его целью своих стрел (ст. 20). Наконец, Иов скоро умрет, а потому почему бы во имя сострадания не простить грехи, - избавить от страданий и тем самым дать ему возможность умереть спокойно (ст. 21)?