- 1. Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями:
- 2. как цветок, он выходит и опадает;
убегает, как тень, и не останавливается. - 3. И на него-то Ты отверзаешь очи Твои,
и меня ведешь на суд с Тобою? - 4. Кто родится чистым от нечистого?
Ни один. - 5. Если дни ему определены, и число месяцев его у Тебя,
если Ты положил ему предел, которого он не перейдет, - 6. то уклонись от него: пусть он отдохнет,
доколе не окончит, как наемник, дня своего. - 7. Для дерева есть надежда,
что оно, если и будет срублено, снова оживет,
и отрасли от него выходить не перестанут: - 8. если и устарел в земле корень его,
и пень его замер в пыли, - 9. но, лишь почуяло воду,
оно дает отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное. - 10. А человек умирает и распадается;
отошел, и где он? - 11. Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает:
- 12. так человек ляжет и не станет;
до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего. - 13. О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня
и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой,
положил мне срок и потом вспомнил обо мне! - 14. Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?
Во все дни определенного мне времени
я ожидал бы, пока придет мне смена. - 15. Воззвал бы Ты, и я дал бы Тебе ответ,
и Ты явил бы благоволение творению рук Твоих; - 16. ибо тогда Ты исчислял бы шаги мои
и не подстерегал бы греха моего; - 17. в свитке было бы запечатано беззаконие мое,
и Ты закрыл бы вину мою. - 18. Но гора падая разрушается, и скала сходит с места своего;
- 19. вода стирает камни;
разлив ее смывает земную пыль:
так и надежду человека Ты уничтожаешь. - 20. Теснишь его до конца, и он уходит;
изменяешь ему лице и отсылаешь его. - 21. В чести ли дети его — он не знает,
унижены ли — он не замечает; - 22. но плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает.
1-3.- Бог слишком строг по отношению к Иову (Иов 13:23-36), а между тем он возбуждает сострадание, заслуживает милосердия. Жизнь человека, рожденного слабою женою (Быт 3:16); (Иер 51:30) и потому по природе бессильного, непродолжительна, как существование цветка (Пс 36:2); (Пс 89:6); (Ис 40:6-8), стояние тени (Пс 101:12); (Пс 143:4); (Еккл 8:13); (Прем 2:5), и печальна сама по себе. Поэтому нет нужды внимательно смотреть за ним и затем наказывать за малейшие проступки ("отверзать очи", ст. 3; ср. (Зах 12:4).4.Рожденный от зараженных грехом родителей (Пс 50:7), человек по своей природе склонен к греху (Иов 15:14); (Иов 25:4). Он грешит непроизвольно (Иов 15:16), в некоторых грехах совершенно не виноват. Достойно ли ввиду этого наказывать его?5-6.- Земная жизнь человека есть единственное время для пользования благами счастья (Иов 7:7); (Иов 14:22), в тех пределах, границах, которые указаны им Богом (ст. 5; ср. (Пс 38:5-6). И если теперь, по воле Господа, существование Иова подходит к концу, то Он должен "уклониться от него" (с евр. "отвратить взоры свои", ср. (Иов 7:19); (Иов 10:20), "доколе не возрадуется своему дню, как наемник", т. е. должен прекратить наказания, чтобы Иов мог испытать в последние минуты своей жизни чувство радости (ср. (Иов 10:20-22).7-12.- Продолжение прежней мысли. Со стороны пользования жизнью участь человека печальнее участи дерева. Срубленное или посохшее, оно при благоприятных условиях (ст. 9) продолжает существовании в отпрысках, побегах. Умерший же человек не возвратится к жизни "до скончания неба" (ст. 12), т. е. никогда, так как небеса вечны (Пс 88:30); (Пс 148:6); (Иер 31:35), при конце мира они подлежат изменению, но не уничтожению (Ис 65:17); (Ис 66:22); (2Пет 3:13). Безвозвратное исчезновение полного жизни человека напоминает бесследное исчезновение вод (ст. 11, ср. (Ис 19:5).13.Перечисленные Иовом данные, при помощи которых он рассчитывает оправдаться пред Богом, не будут однако приняты Последним во внимание, пока Он находится в состоянии гнева (Иов 9:13). Иов умрет, как отверженный Господом грешник. Не допуская этой мысли ранее (Иов 13:15), он не может примириться с нею и теперь, - выражает желание умереть только на время, пока продолжается гнев Господа, под условием воскреснуть потом и возвратиться на землю со всеми признаками божественного благоволения.14-15.- Несмотря на сомнение в исполнимости высказанного желания ("когда умрет человек, то будет ли он опять жить?", ср. (Пс 88:42), Иов представляет его осуществившимся и как бы созерцает факт своего оправдания. Временно укрытый в шеоле, он ждал бы окончания назначенного ему пребывания в нем, ждал бы перемены ("пока придет мне смена") своего состояния, отношения к Богу. "Бог воззвал бы, и он дал бы Ему ответ", - воззвал не с целью обвинения, а для того, чтобы дать возможность оправдаться (ср. (Иов 13:22), вместо гнева проявил бы милость.16-17.- Иов испытал бы тогда полное блаженство, сила которого уясняется путем противоположения его современному состоянию. "Но теперь, - говорит страдалец, по точному переводу с еврейского, - Ты исчисляешь мои шаги, подстерегаешь мои поступки. Ты запечатал преступление мое в мешке и положил печать на беззаконие мое". Исчисленные грехи Иова "запечатаны в мешке", - вполне хорошо сохранены для соответствующего наказания, не будут забыты и не останутся без возмездия.18-19.- Составляющее потребность всей души Иова желание временного пребывания в шеоле уничтожается доводами рассудка. Сомнение: "когда умрет человек, то будет ли он опять жить?" (ст. 14) берет перевес. Если уничтожаются и не остаются незыблемыми твердые предметы, - горы, камни и скалы, то тем более не может иметь места слабая надежда Иова на возвращение к жизни после временного пребывания в шеоле.20.И действительно, создаваемое смертью бедствие вечно ("теснишь до конца", - евр. "lanezah" - на веки; (Иов 20:7). Как и всякий человек, Иов умрет с обезображенным смертью лицом ("изменяешь ему лице"), уйдет и более не возвратится к земной жизни (ср. "отойду, - и уже не возвращусь" - (Иов 10:21).21-22.- Смерть прекращает всякое сношение с землею: умершему неизвестна даже судьба его близких (ст. 21; ср. (Еккл 9:5-6); его плоть ощущает лишь то, что касается непосредственно ее самой, его душа плачет лишь о себе (ст. 22).



