- 1. Завет положил я с глазами моими,
чтобы не помышлять мне о девице. - 2. Какая же участь мне от Бога свыше?
И какое наследие от Вседержителя с небес? - 3. Не для нечестивого ли гибель,
и не для делающего ли зло напасть? - 4. Не видел ли Он путей моих, и не считал ли всех моих шагов?
- 5. Если я ходил в суете,
и если нога моя спешила на лукавство, — - 6. пусть взвесят меня на весах правды,
и Бог узнает мою непорочность. - 7. Если стопы мои уклонялись от пути
и сердце мое следовало за глазами моими,
и если что-либо нечистое пристало к рукам моим, - 8. то пусть я сею, а другой ест,
и пусть отрасли мои искоренены будут. - 9. Если сердце мое прельщалось женщиною
и я строил ковы у дверей моего ближнего, — - 10. пусть моя жена мелет на другого,
и пусть другие издеваются над нею, - 11. потому что это — преступление,
это — беззаконие, подлежащее суду; - 12. это — огонь, поядающий до истребления,
который искоренил бы все добро мое. - 13. Если я пренебрегал правами слуги и служанки моей,
когда они имели спор со мною, - 14. то что стал бы я делать, когда бы Бог восстал?
И когда бы Он взглянул на меня, что мог бы я отвечать Ему? - 15. Не Он ли, Который создал меня во чреве,
создал и его и равно образовал нас в утробе? - 16. Отказывал ли я нуждающимся в их просьбе
и томил ли глаза вдовы? - 17. Один ли я съедал кусок мой,
и не ел ли от него и сирота? - 18. Ибо с детства он рос со мною, как с отцом,
и от чрева матери моей я руководил вдову. - 19. Если я видел кого погибавшим без одежды
и бедного без покрова, — - 20. не благословляли ли меня чресла его,
и не был ли он согрет шерстью овец моих? - 21. Если я поднимал руку мою на сироту,
когда видел помощь себе у ворот, - 22. то пусть плечо мое отпадет от спины,
и рука моя пусть отломится от локтя, - 23. ибо страшно для меня наказание от Бога:
пред величием Его не устоял бы я. - 24. Полагал ли я в золоте опору мою
и говорил ли сокровищу: ты — надежда моя? - 25. Радовался ли я, что богатство мое было велико,
и что рука моя приобрела много? - 26. Смотря на солнце, как оно сияет,
и на луну, как она величественно шествует, - 27. прельстился ли я в тайне сердца моего,
и целовали ли уста мои руку мою? - 28. Это также было бы преступление, подлежащее суду,
потому что я отрекся бы тогда от Бога Всевышнего. - 29. Радовался ли я погибели врага моего
и торжествовал ли, когда несчастье постигало его? - 30. Не позволял я устам моим грешить
проклятием души его. - 31. Не говорили ли люди шатра моего:
о, если бы мы от мяс его не насытились? - 32. Странник не ночевал на улице;
двери мои я отворял прохожему. - 33. Если бы я скрывал проступки мои, как человек,
утаивая в груди моей пороки мои, - 34. то я боялся бы большого общества,
и презрение одноплеменников страшило бы меня,
и я молчал бы и не выходил бы за двери. - 35. О, если бы кто выслушал меня!
Вот мое желание,
чтобы Вседержитель отвечал мне,
и чтобы защитник мой составил запись. - 36. Я носил бы ее на плечах моих
и возлагал бы ее, как венец; - 37. объявил бы ему число шагов моих,
сблизился бы с ним, как с князем. - 38. Если вопияла на меня земля моя и жаловались на меня борозды ее;
- 39. если я ел плоды ее без платы
и отягощал жизнь земледельцев, - 40. то пусть вместо пшеницы вырастает волчец
и вместо ячменя куколь.
Слова Иова кончились.
1.Прежде всего Иов был настолько целомудрен, что избегал прелюбодейных помыслов. Он условился с глазами ("завет положил"), через посредство которых проникает в душу развращение (Быт 3:6); Притч 23.33), не бросать нечистых взоров на девицу (Притч 6.25; (Сир 9:5,8).2-4.- Побуждением подавлять грех в зародыше служила мысль о наказании ("участь", "наследие"; ср. (Иов 20:29); (Иов 27:13) за нецеломудрие (Быт 39:9), которое при представлении о Боге, как всеведущем Судии (ст. 4; ср. (Пс 39:2), являлось неизбежным.5-6.- Иову чужда была далее неправда в виде скрытой, замаскированной лжи (евр. "шаве"; ср. (Иов 11:11); синодальное - "суета") и обмана (евр. "мирма"). Подобных пороков не может усмотреть за ним самый беспристрастный суд ("пусть взвесят на весах"; ср. (Дан 5:27); он выйдет с него непорочным (ср. (Иов 1:1); (Иов 2:3).7-8.- За уклонение от пути указанной Богом правды (Иов 23:11), начинающееся с пожелания глаз (Быт 3:6); (1Ин 2:16), увлекающих душу на путь греха (Притч 23.33), которая в свою очередь воздействует на руки, заставляя их осквернить себя чем-нибудь нечистым ("пристало к рукам моим"; ср. (Втор 13:18), в данном случае приобретением чужой собственности, Иов готов понести заслуженное наказание. Его посевами должен воспользоваться другой (ст. 8: ср. (Иов 5:5); Лев 26.16; (Втор 28:30) и д. ), а все вообще принадлежавшие ему произведения земли должны быть истреблены. Синодальное выражение "отрасли" передает еврейское слово "цеецаим", которое означает, во-первых, "потомки" (Иов 5:25); (Иов 21:8); (Иов 27:14), во-вторых, "произведения земли" (Ис 34:1); (Ис 42:5). Судя по контексту, здесь оно употреблено в последнем смысле.9-10.- Избегавший прелюбодейных помыслов (ст. I), Иов тем более не виновен в самом прелюбодеянии. Его сердце не прельщалось женою ближнего и он не изыскивал хитрых средств ("строил ковы"; ср. Притч 7.7), чтобы осквернить его семейный очаг. Наказанием за это должна была служить утрата собственной жены, превращение ее в рабыню - наложницу другого: "мелет на другого" (ср. (Исх 11:5); (Ис 47:2).11-12.- Неизбежность такого наказания объясняется тем, что прелюбодеяние - преступление (евр. "зимма" - грех плоти; Лев 18.17; Лев 19.29), подлежащее возмездию по суду Бога (Лев 20.10). По своим последствиям оно - всепожирающий, не знающий границ ("поядающий до истребления", - до "аваддона"; ср. (Иов 26:6) огонь (ср. Притч 6.26-9; (Сир 9:9), сопровождающийся расстройством всего достояния прелюбодея (Притч 5.9; Притч 6.35).13-15.- Иов никогда не злоупотреблял правами сильного по отношению к своим слугам и служанкам, - не отказывал им в справедливом суде. Побуждением к этому служила боязнь божественного наказания. При всем своем неравенстве, различии в положении, господин и слуга - одинаковые творения Божии, а дети одного Отца небесного, братья между собою (Мал 2:10); (Еф 6:9). И Бог не оставил бы без отмщения обидчика своих детей.16-20.- Не отказывая в помощи разного рода нуждающимся (ср. (Иов 22:7), не истощая терпения просящей о помощи вдовы несбыточными обещаниями ("томить глаза"; ср. (1Цар 2:33), Иов был покровителем сирот, вдов и бедных. С первыми он делился хлебом, являлся их отцом, вторым с самого раннего периода своей жизни заменял сына и третьих согревал от холода, доставляя одежду (ср. (Иов 29:13).21.Тем более Иов не был притеснителем сирот ("поднимать руку"; ср. (Ис 10:32); (Ис 11:15); (Ис 19:16); (Зах 2:13), хотя и мог это делать, надеясь на безнаказанность со стороны судей ("когда видел помощь себе у ворот"; ср. (Иов 29:7), у которых пользовался влиянием (Ibid., ст. 8 и д. ).22.Насильник, пусть он лишится органа насилия, - руки.23.Насилие было для Иова невозможно: от него удерживался он страхом пред величием Божиим.24-25.- Щедрый благотворитель (ст. 17-20), Иов был чужд корыстолюбия, не считал земные сокровища величайшим благом, основою своего благосостояния (ср. (Иов 22:25); (Пс 61:11); (1Тим 6:17). Поэтому ему была несвойственна радость при умножении богатств.26-27.- Чуждый служению золоту (Кол 3:5), Иов тем более не может быть обвиняем в настоящем идолопоклонстве, поклонении сияющим, как золото и серебро, солнцу и луне. Он "не прельщался" (ср. (Втор 4:19); (Втор 11:16) их величественным видом и в знак почтения к ним "не целовал руки своей". "Целование руки" - знак почитания у древних. Лукиан представляет индийцев, поклоняющихся солнцу, την χεϊρα κυσαντες περι ορχησεως... Inter adorandum, - замечает Плиний, - dexteram ad osculum referimus.28.Обоготворение твари, перенесение на нее тех почестей, которые должны быть воздаваемы только одному Богу, является отречением от Него, подлежащим наказанию преступлением (ср. (Втор 4:24); (Втор 6:15); (Нав 24:19); (Ис 13:3); (Ис 48:11).29-30.- Верхом добродетелей Иова было доброжелательство по отношению к врагам, исключавшее злорадство при виде их несчастий (Притч 24.17) и пожелание зла при виде благоденствия. Всего этого, особенно призывания на недруга смерти (ст. 30), он избегал, как греха.31-32.- Доброжелательство к врагам было проявлением свойственного Иову человеколюбия, простиравшегося на совершенно чуждых ему лиц (странников) и выражавшегося в широком гостеприимстве. Свидетелями этого являются "люди шатра его", - слуги, говорящие, что не было человека, который бы не насытился от его блюд.33-34.- Благочестие и нравственность Иова не были показными. Если бы он, в действительности порочный, скрывал, как Адам (евр. "кеадам"; синод, "человек"), свои проступки (Быт 3:12), то боязнь быть обличенным, вызвать презрение сограждан заставила бы его скрываться, не позволила бы выйти за двери своего шатра (ср. (Быт 3:8-10). Но он пользовался почетом и уважением, принимал участие в решении общественных дел (Иов 29:7-10,21-25), следовательно, ему было чуждо лицемерие.35.Защитительная речь Иова относится ко всему ранее им сказанному о своей невинности, как скрепляющая, удостоверяющая письмо подпись. "Вот мое желание" = еврейскому: "ген тавп", - "вот мой тав", последняя буква еврейского алфавита, употребляемая для засвидетельствования чего-нибудь (Иез 9:4). Представив доказательства своей невинности, Иов желает, чтобы его соперник, т. е. Бог, явился на суд с ним с обвинительным документом. Вместо: "чтобы защитник мой составил запись", буквально с еврейского должно перевести: "и пусть соперник мой напишет свою обвинительную запись".36.В сознании своей правоты Иов не может допустить мысли, чтобы эта "обвинительная запись" доказала его виновность. Наоборот, она послужила бы свидетельством его невинности: восстановила бы его достоинство ("носил на плечах"; ср. (Ис 9:5) и честь ("возлагал бы ее, как венец"; ср. (Зах 6:11).37.Поэтому Иов отвечал бы Богу, не как робкий, трепещущий при мысли о наказании Адам, а как князь, т. е. смело и безбоязненно ("приблизился к Нему, как князь").38-40.- Если все сказанное Иовом неверно, если он величайший грешник, наказания которого требует неодушевленная природа (Иов 20:27); (Авв 2:11) и д. ), - истощенная его жадностью почва (ср. (Пс 64:11); если он делал невыносимою жизнь ее прежних владельцев (ср. (Иов 22:8), то пусть на него во всей силе падет проклятие, поразившее первого человека (ст. 40; ср. (Быт 3:18). Пусть он будет, подобно ему, отвергнут Богом.



