- 1. Итак слушай, Иов, речи мои
и внимай всем словам моим. - 2. Вот, я открываю уста мои,
язык мой говорит в гортани моей. - 3. Слова мои от искренности моего сердца,
и уста мои произнесут знание чистое. - 4. Дух Божий создал меня,
и дыхание Вседержителя дало мне жизнь. - 5. Если можешь, отвечай мне
и стань передо мною. - 6. Вот я, по желанию твоему, вместо Бога.
Я образован также из брения; - 7. поэтому страх передо мною не может смутить тебя,
и рука моя не будет тяжела для тебя. - 8. Ты говорил в уши мои, и я слышал звук слов:
- 9. чист я, без порока, невинен я, и нет во мне неправды;
- 10. а Он нашел обвинение против меня
и считает меня Своим противником; - 11. поставил ноги мои в колоду,
наблюдает за всеми путями моими. - 12. Вот в этом ты неправ,
отвечаю тебе,
потому что Бог выше человека. - 13. Для чего тебе состязаться с Ним?
Он не дает отчета ни в каких делах Своих. - 14. Бог говорит однажды
и, если того не заметят, в другой раз: - 15. во сне, в ночном видении,
когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. - 16. Тогда Он открывает у человека ухо
и запечатлевает Свое наставление, - 17. чтобы отвести человека от какого-либо предприятия
и удалить от него гордость, - 18. чтобы отвести душу его от пропасти
и жизнь его от поражения мечом. - 19. Или он вразумляется болезнью на ложе своем
и жестокою болью во всех костях своих, — - 20. и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи.
- 21. Плоть на нем пропадает, так что ее не видно,
и показываются кости его, которых не было видно. - 22. И душа его приближается к могиле и жизнь его — к смерти.
- 23. Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи,
чтобы показать человеку прямой путь его, — - 24. Бог умилосердится над ним
и скажет: освободи его от могилы;
Я нашел умилостивление. - 25. Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости;
он возвратится к дням юности своей. - 26. Будет молиться Богу, и Он — милостив к нему;
с радостью взирает на лице его
и возвращает человеку праведность его. - 27. Он будет смотреть на людей и говорить:
грешил я и превращал правду, и не воздано мне; - 28. Он освободил душу мою от могилы,
и жизнь моя видит свет. - 29. Вот, все это делает Бог два-три раза с человеком,
- 30. чтобы отвести душу его от могилы
и просветить его светом живых. - 31. Внимай, Иов, слушай меня,
молчи, и я буду говорить. - 32. Если имеешь, что сказать, отвечай;
говори, потому что я желал бы твоего оправдания; - 33. если же нет, то слушай меня:
молчи, и я научу тебя мудрости.
1-3.- Беспристрастные по содержанию (Иов 32:21), заключающие одну только истину (3), речи Елиуя должны быть выслушаны Иовом от начала и до конца ("внимай всем словам"). К нему он должен отнестись без того предубеждения, которым встречал рассуждения друзей (Иов 13:4).4-7.- И с другой стороны, Иов может говорить с Елиуем вполне спокойно. И по духовной (ст. 4), и по телесной природе Елиуй совершенно подобен Иову: "вот, у Бога, пред Богом (евр. "ла-эл", ср. (Иов 12:16) я, как и ты" (ст. 6). Елиуй не представляет из себя непреоборимого противника; спор с ним - вполне равный, по силам Иову. Последний без всякого смущения и страха (ст. 7; ср. (Иов 9:34); (Иов 13:21); (Иов 16:22) может защищать свое дело. Синодальное чтение ст. 6: "вот я, по желанию твоему, вместо Бога", не находит оправдания ни в оригинальном тексте, ни в речах Иова. Он, наоборот, решительно отказывается от рассуждения с людьми и горит желанием перенести свое дело на суд Бога (Иов 13:3-5); тем более у него нет даже следов желания видеть в лице Елиуя заместителя Бога.8-12.- Одно из ошибочных мнений, допущенное Иовом в разговоре с друзьями и теперь опровергаемое Елиуем. Он считал себя чистым, беспорочным, (Иов 10:7); (Иов 12:4); (Иов 13:23); (Иов 16:17); (Иов 23:10); (Иов 27:5) и д. ; как ограничение подобного взгляда см. (Иов 8:20-21); (Иов 13:23,26); (Иов 14:4,16-17), а Бога - "выискивающим причины неприязни" (евр. "тенуот"; ср. числ. (Иов 32:7), враждебным себе существом, сковавшим его, подобно узнику (Иов 10:13-14); (Иов 13:24,27); (Иов 19:11); (Иов 30:21). Иов не прав в этом случае, потому что Бог - "выше человека" (ст. 12). Последнему отношения Бога к Иову могут, действительно, казаться проявлением вражды и гнева. Но это объясняется тем, что ограниченный по уму человек не в состоянии понять смысла действий превосходящих его премудростью Бога ("выше человека"). Они представляются ему враждебными, а на самом деле не таковы.13.Мысль о враждебности к себе Бога Иов выводит между прочим из того, что Бог не отвечает ему, скрывается от него (Иов 13:24). Но и в этом случае он также не прав. Бог вообще не отдает отчета в своих делах (ср. (Иов 9:12), не объясняет мотивов своих отношений к людям. Заключать на основании этого, будто в своих поступках Он руководится непременно чувством вражды, более чем странно.14.Каковы в своих причинах отношения Бога к Иову, об этом можно судить по аналогичным с ними способам воздействия Бога на человека.15-18.- Одним из них являются сновидения. Бог пользуется ими, как средством для сообщения человеку откровения ("открывает ухо": ср. (2Цар 7:27); (Пс 39:7) и охранения своих наставлений от забвения ("запечатлевает", буквально - "полагает печать": запечатание в смысле охранения (Песн 4:12); (Дан 6:17); (Мф 27:66). Цель этих откровений та, чтобы отклонить человека от беззаконного дела (рус. "предприятие", евр. "маасе", - (1Цар 20:19); (Быт 20:3,6), удалить от гордости (Дан 3:1) и тем спасти от смерти ("от пропасти"; ср. (Пс 15:10); (Пс 30:4). - естественного наказания за грех (Быт 3:3).19.Кроме сновидений, Господь пользуется для вразумления человека болезнью, во время которой "постоянная борьба волнует его кости" (ср. (Пс 37:4), - нарушается равновесие, гармония сил, и члены тела являются как бы воюющими друг с другом, отстаивающими свое существование в ущерб другим.20-22.- Естественные следствия болезни: исчезновение аппетита, худоба, разрушение души (носительницы телесной жизни) и отдание жизни "ламмитим", - ангелам, получившим от Бога право умерщвлять человека, если он не раскаивается (2Цар 24:16); (Пс 77:49).23.В качестве исправительного средства постигающая человека болезнь становится понятной ему при помощи ангела посредника (евр. "мелиц", ср. (Быт 42:3); (2Пар 32:1); (Ис 43:7), указывающего больному истинный путь ("йашеро", ср. Притч 14.2), т. е. путь веры и покаяния в грехах, как средство избавиться от смерти (ср. (Быт 48:15); (Пс 33:8).24.Посредничество ангела, возвращающего больному сознание греха, склоняет на милосердие Бога: в раскаянии и страданиях Он усматривает выкуп и повелевает ангелу освободить раскаявшегося от смерти (Ис 63:9).25-26.- Возвращение больному здоровья и дарование ему Богом праведности, - мысль, свойственная только Елиую в отличие от друзей (ср. (Иов 5:19) и д. ; (Иов 8:21); (Иов 11:15) и д. ).29-30.- Постигающие человека бедствия направляются к его исправлению, вразумлению, но не служат выражением божественного гнева, вражды, как утверждал Иов32-33.- Так как взгляд Елиуя на воспитательное, исправительное значение страданий является новым для Иова, то желательно выслушать его отзыв о нем.



