< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Глава 33

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Итак слушай, Иов, речи мои
    и внимай всем словам моим.
  • 2. Вот, я открываю уста мои,
    язык мой говорит в гортани моей.
  • 3. Слова мои от искренности моего сердца,
    и уста мои произнесут знание чистое.
  • 4. Дух Божий создал меня,
    и дыхание Вседержителя дало мне жизнь.
  • 5. Если можешь, отвечай мне
    и стань передо мною.
  • 6. Вот я, по желанию твоему, вместо Бога.
    Я образован также из брения;
  • 7. поэтому страх передо мною не может смутить тебя,
    и рука моя не будет тяжела для тебя.
  • 8. Ты говорил в уши мои, и я слышал звук слов:
  • 9. чист я, без порока, невинен я, и нет во мне неправды;
  • 10. а Он нашел обвинение против меня
    и считает меня Своим противником;
  • 11. поставил ноги мои в колоду,
    наблюдает за всеми путями моими.
  • 12. Вот в этом ты неправ,
    отвечаю тебе,
    потому что Бог выше человека.
  • 13. Для чего тебе состязаться с Ним?
    Он не дает отчета ни в каких делах Своих.
  • 14. Бог говорит однажды
    и, если того не заметят, в другой раз:
  • 15. во сне, в ночном видении,
    когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе.
  • 16. Тогда Он открывает у человека ухо
    и запечатлевает Свое наставление,
  • 17. чтобы отвести человека от какого-либо предприятия
    и удалить от него гордость,
  • 18. чтобы отвести душу его от пропасти
    и жизнь его от поражения мечом.
  • 19. Или он вразумляется болезнью на ложе своем
    и жестокою болью во всех костях своих, —
  • 20. и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи.
  • 21. Плоть на нем пропадает, так что ее не видно,
    и показываются кости его, которых не было видно.
  • 22. И душа его приближается к могиле и жизнь его — к смерти.
  • 23. Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи,
    чтобы показать человеку прямой путь его, —
  • 24. Бог умилосердится над ним
    и скажет: освободи его от могилы;
    Я нашел умилостивление.
  • 25. Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости;
    он возвратится к дням юности своей.
  • 26. Будет молиться Богу, и Он — милостив к нему;
    с радостью взирает на лице его
    и возвращает человеку праведность его.
  • 27. Он будет смотреть на людей и говорить:
    грешил я и превращал правду, и не воздано мне;
  • 28. Он освободил душу мою от могилы,
    и жизнь моя видит свет.
  • 29. Вот, все это делает Бог два-три раза с человеком,
  • 30. чтобы отвести душу его от могилы
    и просветить его светом живых.
  • 31. Внимай, Иов, слушай меня,
    молчи, и я буду говорить.
  • 32. Если имеешь, что сказать, отвечай;
    говори, потому что я желал бы твоего оправдания;
  • 33. если же нет, то слушай меня:
    молчи, и я научу тебя мудрости.

1-3.- Беспристрастные по содержанию (Иов 32:21), заключающие одну только истину (3), речи Елиуя должны быть выслушаны Иовом от начала и до конца ("внимай всем словам"). К нему он должен отнестись без того предубеждения, которым встречал рассуждения друзей (Иов 13:4).

4-7.- И с другой стороны, Иов может говорить с Елиуем вполне спокойно. И по духовной (ст. 4), и по телесной природе Елиуй совершенно подобен Иову: "вот, у Бога, пред Богом (евр. "ла-эл", ср. (Иов 12:16) я, как и ты" (ст. 6). Елиуй не представляет из себя непреоборимого противника; спор с ним - вполне равный, по силам Иову. Последний без всякого смущения и страха (ст. 7; ср. (Иов 9:34); (Иов 13:21); (Иов 16:22) может защищать свое дело. Синодальное чтение ст. 6: "вот я, по желанию твоему, вместо Бога", не находит оправдания ни в оригинальном тексте, ни в речах Иова. Он, наоборот, решительно отказывается от рассуждения с людьми и горит желанием перенести свое дело на суд Бога (Иов 13:3-5); тем более у него нет даже следов желания видеть в лице Елиуя заместителя Бога.

8-12.- Одно из ошибочных мнений, допущенное Иовом в разговоре с друзьями и теперь опровергаемое Елиуем. Он считал себя чистым, беспорочным, (Иов 10:7); (Иов 12:4); (Иов 13:23); (Иов 16:17); (Иов 23:10); (Иов 27:5) и д. ; как ограничение подобного взгляда см. (Иов 8:20-21); (Иов 13:23,26); (Иов 14:4,16-17), а Бога - "выискивающим причины неприязни" (евр. "тенуот"; ср. числ. (Иов 32:7), враждебным себе существом, сковавшим его, подобно узнику (Иов 10:13-14); (Иов 13:24,27); (Иов 19:11); (Иов 30:21). Иов не прав в этом случае, потому что Бог - "выше человека" (ст. 12). Последнему отношения Бога к Иову могут, действительно, казаться проявлением вражды и гнева. Но это объясняется тем, что ограниченный по уму человек не в состоянии понять смысла действий превосходящих его премудростью Бога ("выше человека"). Они представляются ему враждебными, а на самом деле не таковы.

13.Мысль о враждебности к себе Бога Иов выводит между прочим из того, что Бог не отвечает ему, скрывается от него (Иов 13:24). Но и в этом случае он также не прав. Бог вообще не отдает отчета в своих делах (ср. (Иов 9:12), не объясняет мотивов своих отношений к людям. Заключать на основании этого, будто в своих поступках Он руководится непременно чувством вражды, более чем странно.

14.Каковы в своих причинах отношения Бога к Иову, об этом можно судить по аналогичным с ними способам воздействия Бога на человека.

15-18.- Одним из них являются сновидения. Бог пользуется ими, как средством для сообщения человеку откровения ("открывает ухо": ср. (2Цар 7:27); (Пс 39:7) и охранения своих наставлений от забвения ("запечатлевает", буквально - "полагает печать": запечатание в смысле охранения (Песн 4:12); (Дан 6:17); (Мф 27:66). Цель этих откровений та, чтобы отклонить человека от беззаконного дела (рус. "предприятие", евр. "маасе", - (1Цар 20:19); (Быт 20:3,6), удалить от гордости (Дан 3:1) и тем спасти от смерти ("от пропасти"; ср. (Пс 15:10); (Пс 30:4). - естественного наказания за грех (Быт 3:3).

19.Кроме сновидений, Господь пользуется для вразумления человека болезнью, во время которой "постоянная борьба волнует его кости" (ср. (Пс 37:4), - нарушается равновесие, гармония сил, и члены тела являются как бы воюющими друг с другом, отстаивающими свое существование в ущерб другим.

20-22.- Естественные следствия болезни: исчезновение аппетита, худоба, разрушение души (носительницы телесной жизни) и отдание жизни "ламмитим", - ангелам, получившим от Бога право умерщвлять человека, если он не раскаивается (2Цар 24:16); (Пс 77:49).

23.В качестве исправительного средства постигающая человека болезнь становится понятной ему при помощи ангела посредника (евр. "мелиц", ср. (Быт 42:3); (2Пар 32:1); (Ис 43:7), указывающего больному истинный путь ("йашеро", ср. Притч 14.2), т. е. путь веры и покаяния в грехах, как средство избавиться от смерти (ср. (Быт 48:15); (Пс 33:8).

24.Посредничество ангела, возвращающего больному сознание греха, склоняет на милосердие Бога: в раскаянии и страданиях Он усматривает выкуп и повелевает ангелу освободить раскаявшегося от смерти (Ис 63:9).

25-26.- Возвращение больному здоровья и дарование ему Богом праведности, - мысль, свойственная только Елиую в отличие от друзей (ср. (Иов 5:19) и д. ; (Иов 8:21); (Иов 11:15) и д. ).

29-30.- Постигающие человека бедствия направляются к его исправлению, вразумлению, но не служат выражением божественного гнева, вражды, как утверждал Иов

32-33.- Так как взгляд Елиуя на воспитательное, исправительное значение страданий является новым для Иова, то желательно выслушать его отзыв о нем.