- 1. В то время, говорит Господь,
выбросят кости царей Иуды, и кости князей его,
и кости священников, и кости пророков,
и кости жителей Иерусалима из гробов их; - 2. и раскидают их пред солнцем и луною
и пред всем воинством небесным, которых они любили
и которым служили и в след которых ходили,
которых искали и которым поклонялись;
не уберут их и не похоронят:
они будут навозом на земле. - 3. И будут смерть предпочитать жизни все остальные,
которые останутся от этого злого племени во всех местах,
куда Я изгоню их, говорит Господь Саваоф. - 4. И скажи им: так говорит Господь: разве, упав, не встают
и, совратив шись с дороги, не возвращаются? - 5. Для чего этот народ,
Иерусалим, находится в упорном отступничестве?
они крепко держатся обмана и не хотят обратиться. - 6. Я наблюдал и слушал:
не говорят они правды,
никто не раскаивается в своем нечестии,
никто не говорит: «что я сделал?»;
каждый обращается на свой путь,
как конь, бросающийся в сражение. - 7. И аист под небом знает свои определенные времена,
и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время,
когда им прилететь;
а народ Мой не знает определения Господня. - 8. Как вы говорите: «мы мудры, и закон Господень у нас»?
А вот, лживая трость книжников и его превращает в ложь. - 9. Посрамились мудрецы,
смутились и запутались в сеть:
вот, они отвергли слово Господне;
в чем же мудрость их? - 10. За то жен их отдам другим,
поля их — иным владетелям;
потому что все они, от малого до большого, предались корыстолюбию;
от пророка до священника — все действуют лживо. - 11. И врачуют рану дочери народа Моего легкомысленно,
говоря: «мир, мир!», а мира нет. - 12. Стыдятся ли они, делая мерзости?
нет, они нисколько не стыдятся и не краснеют.
За то падут они между падшими;
во время посещения их будут повержены, говорит Господь. - 13. До конца оберу их, говорит Господь,
не останется ни одной виноградины на лозе,
ни смоквы на смоковнице,
и лист опадет,
и что Я дал им, отойдет от них. - 14. «Что мы сидим?
собирайтесь, пойдем в укрепленные города, и там погибнем;
ибо Господь Бог наш определил нас на погибель
и дает нам пить воду с желчью
за то, что мы грешили пред Господом». - 15. Ждем мира, а ничего доброго нет, —
времени исцеления, и вот ужасы. - 16. От Дана слышен храп коней его,
от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля;
и придут и истребят землю и всё, что на ней,
город и живущих в нем. - 17. Ибо вот, Я пошлю на вас змеев, василисков,
против которых нет заговариванья,
и они будут уязвлять вас, говорит Господь. - 18. Когда утешусь я в горести моей!
сердце мое изныло во мне. - 19. Вот, слышу вопль дщери народа Моего из дальней страны:
разве нет Господа на Сионе?
разве нет Царя его на нем? —
Зачем они подвигли Меня на гнев своими идолами,
чужеземными, ничтожными? - 20. Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены.
- 21. О сокрушении дщери народа моего я сокрушаюсь,
хожу мрачен, ужас объял меня. - 22. Разве нет бальзама в Галааде?
разве нет там врача?
Отчего же нет исцеления дщери народа моего?
1-3.- Умершие идолослужители будут потревожены в своем могильном покое, а оставшиеся в живых иудеи будут уведены в плен.1.Завоеватели разоряли гробницы царей и знатных людей потому, что искали там зарытых с умершими драгоценных украшений, а может быть из чувства мести.2.Пред солнцем и луною. Иудеи умершие служили этим светилам, и теперь ни солнце, ни луна оказываются не в состоянии защитить от осквернения останки своих почитателей.4-6.- Иудеи никак не хотят понять необходимости покаяния и продолжают идти путем беззакония.7-12.- Будучи неразумнее простых птиц, иудеи однако считают себя умными и хвалятся тем, что у них есть закон Господень. Этот закон они исказили и не исполняют, причем священники и пророки успокаивают народ ложными надеждами. За это Господь обрекает их на погибель.7.Птицам прирожден инстинкт, по которому они знают куда им нужно лететь, людям — религия, религиозное чувство, влекущее их к Богу. Но евреям это чувство как бы совершенно чуждо. Вот мысль стиха.8.Закон Господень — это не только Тора, но все вообще откровения Божии, в том числе и устно передававшиеся речи пророков. — Книжники — это люди по тогдашнему образованные, бравшиеся быть учителями народа, но ложно толковавшие откровение. Пример их толкований приведен в 11-м ст. Мнение же Соrnill'я и Marti о том, что здесь Иеремия указывает на вставки, сделанные книжниками, по просьбе священников, во Второзаконие, основано на неправильном понимании выражения Закон Господень, будто бы означающего: Второзаконие.10-12.- См. объяснение Иер 6.12–14.13-17.- Господь опустошит Иудею и сами жители ее, в предвидении этого, приходят в полное отчаяние.14.Иудеи из городов, стоящих на равнинах, собираются бежать в нагорные города, но и там не надеются спастись. Они чувствуют, что против них Сам Господь. — Воду с желчью — т. е. отраву, — по некоторым толкованиям, опиум.17.Враги иудеев сравниваются с змеями, исцелиться от укушения которых невозможно. — Василиск — см. (Пс 90:13) и Пс. 57.1,Еккл (Пс 10:11)18-23.- Пророк скорбит о судьбе своего народа, тем более, что он хорошо сознает всю его виновность пред Иеговою, Которого иудеи оставили.19.Народ представляется пророку уже переселенным в плен. Он с недоумением спрашивает, разве Господь перестал совсем считать Сион Своею царскою столицею, если оставляет этот священный город в запустении, а его обитателей — в далекой стране? Господь на это отвечает, что во всем происшедшем виноваты сами иудеи.20.Народ говорит о том, что все его надежды на избавление от плена рушились. Так земледелец, ничего не собравший в свои житницы весною, надеется на сбор плодов осенью. Но иногда и эта последняя надежда его обманывает и ему предстоит голодный год.22.Галаадский бальзам — был лучшим средством для лечения ран. Это собственно смола мастикового дерева, вывозившаяся из Палестины за границу (Быт 37:25). — Там — вероятнее всего, пророк говорит о Сионе, где пребывал невидимо Великий Врач, в руках Которого были все средства к исцелению болезни народа иудейского, т. е. опять Сам Иегова.



