< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Глава 18

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Слово, которое было к Иеремии от Господа:
  • 2. встань и сойди в дом горшечника,
    и там Я возвещу тебе слова Мои.
  • 3. И сошел я в дом горшечника,
    и вот, он работал свою работу на кружале.
  • 4. И сосуд, который горшечник делал из глины,
    развалился в руке его;
    и он снова сделал из него другой сосуд,
    какой горшечнику вздумалось сделать.
  • 5. И было слово Господне ко мне:
  • 6. не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев,
    подобно горшечнику сему? говорит Господь.
    Вот, что глина в руке горшечника,
    то вы в Моей руке, дом Израилев.
  • 7. Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве,
    что искореню, сокрушу и погублю его;
  • 8. но если народ этот, на который Я это изрек,
    обратится от своих злых дел,
    Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему.
  • 9. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве,
    что устрою и утвержу его;
  • 10. но если он будет делать злое пред очами Моими
    и не слушаться гласа Моего,
    Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его.
  • 11. Итак скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима:
    так говорит Господь:
    вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас;
    итак обратитесь каждый от злого пути своего
    и исправьте пути ваши и поступки ваши.
  • 12. Но они говорят: «не надейся;
    мы будем жить по своим помыслам
    и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца».
  • 13. Посему так говорит Господь: спросите между народами,
    слыхал ли кто подобное сему?
    крайне гнусные дела совершила дева Израилева.
  • 14. Оставляет ли снег Ливанский скалу горы?
    и иссякают ли из других мест текущие холодные воды?
  • 15. А народ Мой оставил Меня;
    они кадят суетным,
    споткнулись на путях своих, оставили пути древние,
    чтобы ходить по стезям пути непроложенного,
  • 16. чтобы сделать землю свою ужасом, всегдашним посмеянием,
    так что каждый, проходящий по ней,
    изумится и покачает головою своею.
  • 17. Как восточным ветром развею их пред лицем врага;
    спиною, а не лицем обращусь к ним в день бедствия их.
  • 18. А они сказали: «придите, составим замысел против Иеремии;
    ибо не исчез же закон у священника
    и совет у мудрого, и слово у пророка;
    придите, сразим его языком
    и не будем внимать словам его».
  • 19. Внемли мне, Господи,
    и услышь голос моих противников.
  • 20. Должно ли воздавать злом за добро?
    а они роют яму душе моей.
    Вспомни, что я стою пред лицем Твоим,
    чтобы говорить за них доброе,
    чтобы отвратить от них гнев Твой.
  • 21. Итак предай сыновей их голоду и подвергни их мечу;
    да будут жены их бездетными и вдовами,
    и мужья их да будут поражены смертью,
    и юноши их умерщвлены мечом на войне.
  • 22. Да будет слышен вопль из домов их,
    когда приведешь на них полки внезапно;
    ибо они роют яму, чтобы поймать меня,
    и тайно расставили сети для ног моих.
  • 23. Но Ты, Господи, знаешь все замыслы их
    против меня, чтобы умертвить меня;
    не прости неправды их и греха их не изгладь пред лицем Твоим;
    да будут они низвержены пред Тобою;
    поступи с ними во время гнева Твоего.

1-12.- Иегова, как Верховный Владыка, совершенно вправе и давать обетования и отменять их, подобно тому как горшечник может распоряжаться глиною, находящеюся у него в руках, как ему угодно. Изменяется состояние того или другого народа — изменяется и отношение к этому народу со стороны Иеговы. Но это увещание, переданное пророком народу, встретило со стороны народа полное противодействие.

1.Сойди. Горшечники жили внизу, под городом, где они могли добывать себе глину — может быть, около долины Гинном.

3.Кружало — гончарный станок, состоящий из двух кругов и приводившийся в движение ногою (у древних египтян — левою рукою). Горшечник правою рукою округлял внешнюю сторону сосуда, а левою постепенно расширял внутренность его.

6.Образ Бога как горшечника нередко встречается и у других св. писателей (Иов 10:9); (Иов 33:6); (Ис 29:16); (Ис 45:9); (Ис 64:7); (Прем 15:7); (Сир 36:13); (Рим 9:21).

13-17.- Неверность Израиля Иегове, — своему Благодетелю, — дело в высшей степени неестественное и очень печальное для Израиля по своим последствиям, так как Господь отвратит от него лицо Свое и оставит иудеев на произвол их врагов.

14.Снег на самых высоких скалах Ливана никогда, даже и в знойное лето, не тает. — Из других мест текущие воды. Это воды, текущие из окрестностей Ливана, из Сирии, — следовательно, чужие для Палестины. Ливан питает их своим снегом и они постоянно текут с его вершин. Пророк, очевидно, противопоставляет эти чужие, иностранные воды водам ханаанским, т. е. народу израильскому, который похож на поток ханаанский, летом засыхающий.

17.Восточный ветер в Палестине отличается особенною силою и иссушающей знойностью (Пс 47:8); (Иов 27:1); (Ис 23:8) и (Иер 13:24).

18-23.- Ввиду замыслов врагов своих против него пророк просит Бога наказать их по всей справедливости. Эти враги — священники, мудрецы и пророки, считавшие себя законными и способными руководителями избранного народа.

18.Священники являлись в народе хранителями закона Моисеева, мудрецы — советниками правителей и руководителями народа, пророки — передавали божественные откровения. — Сразим языком, т. е. выставим против Иеремии серьезное обвинение (ср. ст. 23 и (Иер 19:2,7); (Иер 11:18) и cл.).

20.Ср. Пс 34.1–2. Особые замечания. Приточная речь пророка содержащаяся в этой главе, сказана была, всего вероятнее, в царствование Иоакима. Это доказывается ее сходством с речью XIХ-й главы, которая, по всем данным, произнесена именно в царствование названного царя.