- 1. Седекия был двадцати одного года, когда начал царствовать,
и царствовал в Иерусалиме одиннадцать лет;
имя матери его — Хамуталь,
дочь Иеремии из Ливны. - 2. И он делал злое в очах Господа,
все то, что делал Иоаким; - 3. посему гнев Господа был над Иерусалимом и Иудою
до того, что Он отверг их от лица Своего;
и Седекия отложился от царя Вавилонского. - 4. И было, в девятый год его царствования,
в десятый месяц, в десятый день месяца,
пришел Навуходоносор, царь Вавилонский,
сам и все войско его, к Иерусалиму,
и обложили его, и устроили вокруг него насыпи. - 5. И находился город в осаде до одиннадцатого года царя Седекии.
- 6. В четвертом месяце, в девятый день месяца,
голод в городе усилился, и не было хлеба у народа земли. - 7. Сделан был пролом в город,
и побежали все военные,
и вышли из города ночью воротами,
находящимися между двумя стенами, подле царского сада,
и пошли дорогою степи;
Халдеи же были вокруг города. - 8. Войско Халдейское погналось за царем,
и настигли Седекию на равнинах Иерихонских,
и все войско его разбежалось от него. - 9. И взяли царя,
и привели его к царю Вавилонскому, в Ривлу, в землю Емаф,
где он произнес над ним суд. - 10. И заколол царь Вавилонский сыновей Седекии пред глазами его,
и всех князей Иудейских заколол в Ривле. - 11. А Седекии выколол глаза
и велел оковать его медными оковами;
и отвел его царь Вавилонский в Вавилон
и посадил его в дом стражи до дня смерти его. - 12. В пятый месяц, в десятый день месяца, —
это был девятнадцатый год царя Навуходоносора,
царя Вавилонского, —
пришел Навузардан, начальник телохранителей,
предстоявший пред царем Вавилонским, в Иерусалим - 13. и сожег дом Господень, и дом царя,
и все домы в Иерусалиме, и все домы большие сожег огнем. - 14. И все войско Халдейское, бывшее с начальником телохранителей,
разрушило все стены вокруг Иерусалима. - 15. Бедных из народа и прочий народ, остававшийся в городе,
и переметчиков, которые передались царю Вавилонскому,
и вообще остаток простого народа
Навузардан, начальник телохранителей,
выселил. - 16. Только несколько из бедного народа земли
Навузардан, начальник телохранителей,
оставил для виноградников и земледелия. - 17. И столбы медные, которые были в доме Господнем,
и подставы, и медное море, которое в доме Господнем,
изломали Халдеи и отнесли всю медь их в Вавилон. - 18. И тазы, и лопатки, и ножи, и чаши, и ложки,
и все медные сосуды, которые употребляемы были при Богослужении,
взяли; - 19. и блюда, и щипцы, и чаши, и котлы,
и лампады, и фимиамники, и кружки,
что было золотое — золотое,
и что было серебряное — серебряное,
взял начальник телохранителей; - 20. также два столба, одно море
и двенадцать медных волов, которые служили подставами,
которые царь Соломон сделал в доме Господнем, —
меди во всех этих вещах невозможно было взвесить. - 21. Столбы сии были
каждый столб в восемнадцать локтей вышины,
и шнурок в двенадцать локтей обнимал его,
а толщина стенок его внутри пустого,
в четыре перста. - 22. И венец на нем медный,
а высота венца пять локтей;
и сетка и гранатовые яблоки вокруг были все медные;
то же и на другом столбе с гранатовыми яблоками. - 23. Гранатовых яблоков было по всем сторонам девяносто шесть;
всех яблоков вокруг сетки сто. - 24. Начальник телохранителей взял также
Сераию первосвященника
и Цефанию, второго священника,
и трех сторожей порога. - 25. И из города взял одного евнуха,
который был начальником над военными людьми,
и семь человек предстоявших лицу царя,
которые находились в городе,
и главного писца в войске,
записывавшего в войско народ земли,
и шестьдесят человек из народа страны, найденных в городе. - 26. И взял их Навузардан, начальник телохранителей,
и отвел их к царю Вавилонскому в Ривлу. - 27. И поразил их царь Вавилонский
и умертвил их в Ривле, в земле Емаф;
и выселен был Иуда из земли своей. - 28. Вот народ, который выселил Навуходоносор:
в седьмой год три тысячи двадцать три Иудея; - 29. в восемнадцатый год Навуходоносора
из Иерусалима выселено восемьсот тридцать две души; - 30. в двадцать третий год Навуходоносора
Навузардан, начальник телохранителей,
выселил Иудеев семьсот сорок пять душ:
всего четыре тысячи шестьсот душ. - 31. В тридцать седьмой год
после переселения Иоакима [1],
царя Иудейского,
в двенадцатый месяц, в двадцать пятый день месяца,
Евильмеродах, царь Вавилонский,
в первый год царствования своего,
возвысил Иоакима, царя Иудейского,
и вывел его из темничного дома. - 32. И беседовал с ним дружелюбно,
и поставил престол его выше престола царей,
которые были у него в Вавилоне; - 33. и переменил темничные одежды его,
и он всегда у него обедал во все дни жизни своей. - 34. И содержание его, содержание постоянное,
выдаваемо было ему от царя изо дня в день
до дня смерти его, во все дни жизни его.
[1 Иехонии]
1-34.- Во исполнение пророчеств Иеремии, Иерусалим был взят халдеями и разрушен, жители его — частью выселены, частью умерщвлены, храм — сожжен, а все вещи из него, частью в изломанном виде, были унесены в Вавилон. В конце главы говорится о благоприятной перемене в положении пленного царя иудейского Иехонии.1.Эта глава, образующая прибавление к книге Иеремии, не стоит в прямой связи с предшествующими главами книги. Она, по содержанию, представляется почти тождественною с последним отделом 4-й книги Царств (4Цар 24:18) – (4Цар 25:30). Только вместо того, что находится в 4Цар 25.22–26, у Иеремии вставлено, неизвестно откуда взятое, перечисление уведенных Навуходоносором иудеев (ст. Иер 2.8–30).2-3.- Этих стихов нет в перев. LXX. Объяснение см. 4Цар 24.18–20.4-11.- представляют почти повторение 4Цар 25.1–8. Объяснение см. там.6.Указания на 4-й месяц нет ни в кн. Царств, ни у LXX, хотя было необходимо сказать о девятом дне какого месяца там идет речь.7.У Иеремии сказано обстоятельнее, что в бегстве с Седекией участвовал и весь гарнизон Иерусалима (ср. (4Цар 25:4).10-11.- У Иеремии излагают дело полнее, чем (4Цар 25:7) — Дом стражи — точнее с евр.: «исправительный дом», где, вероятно, Седекия с другими пленниками должен был молоть муку, как некогда Самсон (Суд 16:21). На это указывает перевод LXX: дом жерновный.12-16.- представляют собою повторение (4Цар 25:8); (4Цар 25:8) указывает, что прибытие Навузардана и сожжение храма имело место в седьмой день 5-го месяца, а Иеремия относит то и другое к десятому дню. Какая дата правильнее — решить едва ли возможно.17.и сл. до 23 — ср. (4Цар 25:13) и сл. У Иеремии здесь все изложено полнее, чем в 4 Цaрств.18-19.- И в том, и в другом стихе говорится о чашах, но это не повторение: в одном случае, чаши разумеются медные, в другом — золотые и серебряные. Можно полагать, что после того как Навуходоносор взял храмовые сосуды в 597 г. при отведении в плен Иехонии (4Цар 24:13), таковые сосуды были сделаны, в короткое время, вновь.20.Двенадцать медных волов. Этого выражения нет в (4Цар 25:16) Оно взято кем-то из 3Цар 7.23–26 и, притом, неудачно, так как волы эти еще при Ахазе были отданы в дань Ассирийскому царю Феглафелассару (4Цар 16:17). Нужно читать: «море и (десять) подстав…»23.Этого указания нет в 4 Цaрств.24-27.- стихи сходны с (4Цар 25:18) и сл.28-30.- Это стихи, не имеющиеся в 4Цар и даже у LXX, устанавливают, что иудеев уведено в плен Навуходоносором 4600 душ. Здесь заметны некоторые хронологические неточности. Именно первое переселение (при Иехонии) иудеев отнесено к 7-му году царствования Навуходоносора, следовательно, к 597-му г. до Р. X., а в 4 Царств — к 8-му г. Какое показание вернее — сказать трудно. Новейшие толкователи не считают даже возможным видеть у Иеремии указание на пленение Иехонии и читают вместо седьмой год — семнадцатый год, следовательно, имеют в виду пленение иудеев из Седекии, в 10-й год его царствования… Затем, в 30-й ст. указывается на какое-то переселение иудеев, в числе 745-ти душ, которое имело место в пятом году по разрушении Иерусалима. Ни о каком подобном случае из других источников не известно, да и странным представляется переселение иудеев из разрушенного уже Иерусалима. Можно допустить только, что здесь ведется какой-то особый счет годам царствования Навуходоносора…31-34.- Объяснения см. в 4Цар 25.27–30.



