Грех

От греч. αμάρτημα (αμαρτία), амартиа - «промах», «погрешность», «провинность». Грех есть преступление (нарушение) заповеди Божией или, по выражению апостола, «грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4).

По словам Златоуста (Свт. Иоанн Златоуст. Творения), «грех есть не что иное, как действие против воли Божией»; «начало греха не в природе человека, но в душевном расположении и в свободной воле». По словам Феофана Затворника (Еп. Феофан «Начертание христианского нравоучения»), грех всегда есть самовольное уклонение от Бога и Святого Его закона в угодность себе.

Таким образом, грех - сознательное противление воли Божией, вследствие чего человек отделяется от Бога. Грех вошел в мир через первых людей, согрешивших в раю (Рим. 5:12; Быт. 2-3). Он является непосредственной причиной человеческих бедствий и зла. Грех развращает дух человека. Разрывая связь человека с Богом, грех также разделяет людей уже в раю.

Христианин хотя и носит в себе склонность ко греху, унаследованную от прародителей, но ему даны по вере в Господа Иисуса Христа все благодатные силы бороться с грехом и побеждать его. Христос в Своей победе над грехом приобщает Своих учеников: приняв Христа и благодаря этому став «чадом Божиим» (Ин. 1:12), христианин «не делает греха»... «потому что рожден от Бога. Христианин может снова впасть в грех, но Иисус дал Духа апостолам для того, чтобы они могли «отпускать грехи» (Ин. 20:22 сл.).

Человек обычно искушаем на грех по плоти, миром и диаволом, но свободен противостоять искушению. После совершения греха грешника непрестанно мучит совесть (второе сознание). Грех проявляется в двух видах: как греховное дело и как греховная страсть. Одним из значений страсти (греч. «пафос») у святых отцов является наклонность или навык ко греху, постоянное и сильное влечение, стремление ко греху. Это греховные навыки души, которые от долгого времени и частого упражнения в грехе стали как бы природными, естественными качествами. «Грехи, по словам аввы Дорофея, суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, т.е. совершает (в помысле или телом) те дела, к которым побуждают его страсти» (Прп. Авва Дорофей. Душеполезные поучения, Поучение 1).

Источники: Г. И. Шиманский «Учение святых отцов о страстях и добродетелях»; Словарь Библейского Богословия.
Подробнее см.: А. М. Берлянд «Словарная статья о главных страстях».