- 1.
«Псалом песни, в день субботный». Суббота, по закону, требовала бездействия, но не бездействия совершеннаго; потому что и в субботу допускались разныя делания, повелевалось пребывать в молитвах и песнопениях и приносить Богу двойныя жертвы. Поэтому закон о субботе предписывал прекращать только труды телесные. А как и будущая жизнь свободна от таковых забот, то справедливо именуется упокоением. Потому и блаженный Павел взывает: «потщимся убо внити во оный покой» ((Евр 4:11)); и еще: «убо оставлено есть субботство людем Божиим» ((Евр 4:9)). И поелику псалом предсказывает славу праведных и наказание неправедных, а сие будет по наступлении онаго покоя; то справедливо принял он сие надписание.
- 2.
Ст. 2-3 «Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему Вышний»: «Возвещати заутра милость Твою, и истину Твою на всяку нощь». Полезно и немалое для нас приобретение – ночь и день песнословить Тебя благодетеля, и поведать Твои благодеяния, Твое человеколюбие к нам, и Твою истину в разсуждении делающих неправду; потому что их, водясь истиною, справедливо наказываешь; а нас, имеющих познание о Тебе, удостоиваешь Своего промышления.
- 3.
возвещати заутра милость твою и истину твою на всяку нощь,
См. Толкование на (Пс 91:2)
- 4.
«В десятоструннем псалтири с песнию в гуслех». На таковых орудиях обычно было песнословить Бога. Посему Пророк говорит, что справедливо приносить Тебе благодарственную песнь, бряцая в предписанныя законом орудия и употребляя сладкопение уст.
- 5.
«Яко возвеселил мя еси Господи в творении Твоем, и в делех руку Твоею возрадуюся». Разсматривая Твои создания и неизреченное домостроительство, веселюсь и восторгаюсь, в душевном наслаждении побуждаю язык к песнопению.
- 6.
«Яко возвеличишася дела Твоя Господи: зело углубишася помышления Твоя». Симмах перевел так: весьма глубоки помышления Твои; Акила же и Феодотион: углубились. И дела Твои, говорит Пророк, велики и чудны (ибо речение «яко» употреблено для усиления речи); но премудрость Твоя недоступной глубины. Ибо какой ум в состоянии изследовать основания Твоего промысла? Но мы и неведущих научаем сему; а лишенные смысла и утратившие ум, и сами не хотят узнать, и у других не согласны научиться. Ибо Пророк присовокупляет следующее.
- 7.
«Муж безумен не познает, и неразумив не разумеет сих». Пророк говорит, что страждущий смыслом и лишенный разумения, и не знает сего, и не хочет что либо слышать о сем.
- 8.
«Внегда прозябоша грешницы яко трава, и проникоша вси делающии беззаконие, яко да потребятся в век века». Слово: «проникоша» Акила, а также и Симмах переводят: процвели. Не захотели уразуметь несмысленные, что подобно траве процвели, и как былие изникли из земли делатели беззакония, но после настоящаго благоденствия приобретут себе вечную гибель; и называвшие себя достойными зависти и блаженными вскоре увидят свой бедственнейший конец.
- 9.
Ст. 9-10 «Ты же Вышний во век Господи». «Яко се врази Твои Господи, яко се врази Твои погибнут, и разыдутся вси делающии беззаконие». Они, подобно траве, изсохнут и истлеют; а Ты имеешь владычество над всем; потому что всех превыше, и подвергаешь наказаниям безумных.
- 10.
Яко се, врази твои, Господи, яко се, врази твои погибнут, и разыдутся вси делающии беззаконие.
См. Толкование на (Пс 91:9)
- 11.
«И вознесется яко единорога рог мой». А мы, имея познание о Тебе и увидев сокрушение врагов Твоих, похвалимся и возвеличимся Тобою, как освобожденные от прелести многобожия и покланяющиеся Тебе истинно сущему Богу.
«И старость моя в елеи мастите». Симмах перевел так: ветхость моя, как маслина цветущая. Процвету, отложу старость, уподоблюсь цветущей маслине, и по переводу седьмидесяти, как от некоего елея утучнею от радости.
- 12.
«И воззре око Мое на враги моя, и востающия на мя лукавнующия услышит ухо мое». Вместо: «воззре» у Симмаха, Феодотиона и в самом еврейском тексте сказано: посмотрит; потому что в словах сих заключает предречение будущаго; но седмьдесят обыкновенно о будущем выражались, как о совершившемся, и сим показывая непререкаемость предречения. Ибо, как не возможно не быть тому, что сделано, так не возможно проречению Духа остаться неисполненным. Посему Пророк говорит: не только увижу болезненный конец делающих неправду, но и услышу, что все разсказывают об этом, и дивятся правдивости наказания. Речь разделяется так; после слов: «и востающия на мя лукавнующия», должно поставить знак препинания, потом прибавить: «услышит ухо мое». О погибели живущих беззаконно и соплетающих мне тысячи зол услышу разсказы многих.
- 13.
«Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане умножится». Грешники, отцветши подобно траве, вскоре угасли и погибли; а праведник уподобится густоте, теплоте и питательности кедра, а также высоколиственности и плодоносию финика. Оба сии дерева тверды и долговечны, но для возрастания требуют и долгаго времени. Таково и насаждение добродетели, которая многим трудом и временем возращается, но подъемлется в высоту, приносит зрелый и сладкий плод, и приобретшему доставляет обильную тень.
- 14.
«Насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут». Сии, уподобившиеся оным деревам, насадителем имеют Бога, а местом насаждения – Божественный храм.
- 15.
Ст. 15-16 «Еще умножатся в старости мастите, и благоприемлюще будут»: «Да возвестят, яко прав Господь Бог наш, и несть неправды в Нем». Симмах перевел так: стареясь будут еще приносить плод, будут тучны и цветущи, возвещая: «правдив Господь, ограждающий меня, и нет неправды в Нем»; потому что в будущей жизни, восприяв обещанное совершенство, принесут Богу тучный и обильный плод, песнословя правдивое Его определение. Сокровенное ныне домостроительство увидев тогда обнаруженным, и премудрости удивятся, и прославят правдивость. Старостию назвал Пророк совершенство; потому мы состаревшагося называем совершенным, а юнаго – несовершенным. Посему и Пророк старостию означил будущее совершенство, в котором возрастет во много крат умноженный плод правды, и для всех явною соделается Божия правда.
- 16.
Да возвестят, яко прав Господь Бог наш, и несть неправды в нем.
См. Толкование на (Пс 91:15)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 91