Глава 87

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112
  • 1.

    «Песнь псалма сыном Кореовых в конец, О Маелефе еже отвещати, разума Еману Исраилтянину». Еман начальствовал над некиим ликом поющих и песнословящих Бога. Словом: «отвещати», подается мысль о взаимно ответствующих чредах ликов. Пророчество же сие предвозвещает бедствия Иудеев и рабство в Вавилоне, но показывает также и болезни всего вкупе человеческаго рода после греха. Притом пророчество в псалме излагается в виде моления, приносимаго человеколюбивому Богу и Иудеями и вообще всеми. Молитва же сия приличествует наиболее благочестивым.

  • 2.

    Ст. 2-4 «Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою»: «Да внидет пред Тя молитва моя». Знаю, что Ты, Владыка, – Господь моего спасения; потому день и ночь умоляю принять мое прошение. «Приклони ухо Твое к молению моему». «Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися». Воззри, умоляю Тебя, на множество окружающих меня зол; ибо я при самой смерти, и имею нужду в Твоей помощи.

  • 3.

    да внидет пред тя молитва моя, приклони ухо твое к молению моему.

    См. Толкование на (Пс 87:2)

  • 4.

    Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися

    См. Толкование на (Пс 87:2)

  • 5.

    «Привменен бых с низходящими в ров». В неизбежныя некия впал я бедствия, и не нахожу никакого избавления, но уподобляюсь тем, которые упали в ров, и не могут выйти.

    «Бых яко человек без помощи», лишен всякаго о мне промышления и попечения.

  • 6.

    «В мертвых свободь». Еще не дождавшись кончины, не прияв на себя рабства смерти, причисляю себя к сущим в мертвых.

    «Яко язвении спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени быша». С словом: «бых» поставлено в связи и сие: «бых яко человек без помощи, в мертвых свободь», не прияв еще на себя рабства смерти, «бых яко язвен», получивший рану на войне и предаваемый погребению. Ибо Симмах выразил сие так: что язвенные, лежащие во гробе, о которых не воспомянешь уже более, тóже и те, которые сражены Твоею рукою.

  • 7.

    «Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней». И сии слова приличествуют, как принужденным жить в Вавилоне, так и всему человеческому роду. Ибо те, находясь в порабощении у людей лукавых, проводили жизнь мучительную, и все люди после греха впали в многоразличныя бедствия; потому что по преступлении заповеди явились и смерть, и печаль, и слезы, и воздыхания, и сетование, и вдовство, и сиротство, и нищета, и неудачи, и тысячи других неописуемых бед, которыя и на живых наводят тму.

  • 8.

    «На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя». Симмах же перевел так: на меня напала ярость Твоя, и бурями Твоими истомил Ты меня, то есть, продолжаешь наказывать меня и наносишь всякаго рода удары бедствий. Образ же речи заимствован от терпящих кораблекрушение и подвергающихся сильным приражениям волн и порывам ветров

  • 9.

    «Удалил еси знаемых моих от мене». Не имею у себя ни близких мне, ни родных. Ибо жившие в Вавилоне пленники, прияв на себя иго рабства, будучи разсеяны, лишены связей и сожительства с друзьями, не имели почерпаемаго в этом утешения; да и все люди, пребывающие в злочестии, не причастны ангельскаго о них попечения.

    «Положиша мя мерзость себе», то есть враги мои. «Предан бых и не исхождах», не нахожу никакого избавления от окружающих меня зол.

  • 10.

    «Очи мои изнемогосте от нищеты». А Симмах перевел так: «око мое истекло от злострадания»; потому что слезами истощил я очи свои, будучи принужден плакать от мучительной болезни.

    «Воззвах к Тебе Господи весь день, воздех к Тебе руце мои». Посему даруй единый способ к избавлению от бед – Твое, Владыка, о мне промышление; потому что, простирая всегда руки, умоляю Тебя. А такое положение показывает жестокую душевную болезнь; потому что вынуждаемый необходимостию человек в таком виде с большим усилием просит того, кто может ему дать.

  • 11.

    «Еда мертвыми твориши чудеса? или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе?». Пока еще я жив, говорит Пророк, покажи чудо Твое; потому что, когда умру, не увижу его. Ибо нет врача, который бы мог освободить от смерти. И какое врачество имеет эту силу?

  • 12.

    Ст. 12-13 «Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели?» «Еда познана будут во тме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней?» Мертвецам, разрешившимся в прах, пребывающим во гробе смерти и преданным забвению, возможно ли ощущать Твое человеколюбие и быть зрителями чудес Твоих?

  • 13.

    Еда познана будут во тме чудеса твоя, и правда твоя в земли забвенней?

    См. Толкование на (Пс 87:12)

  • 14.

    «И аз к Тебе Господи воззвах, и утро молитва моя предварит Тя». Нетерпеливо желая в жизни избавиться от обстоящих зол, в сердечной туге умоляю Тебя, и в молении достигаю утра.

  • 15.

    «Всякую Господи отрееши душу мою? отвращаеши лице Твое от мене?» Итак почему же отсылаешь меня, Владыка? Почему не уделяешь мне благоснисходительности Твоей?

  • 16.

    «Нищ есмь аз и в трудех от юности моея». Юность для Израильтян – исшествие из Египта, а для всех людей – жизнь вне рая по преступлении заповеди: потому что те и другие все остальное время проводили бедствуя [ибо изшедшие из Египта Израильтяне все, кроме двоих, умерли в пустыне].

    «Вознесжеся, смирихся и изнемогох». И Иудеи, после прославления, впали в рабство, и естество человеческое, созданное по образу Божию и сподобившееся жизни в раю, вожделев большаго, лишилось и дарованнаго.

  • 17.

    Ст. 17-18 «На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя»: «Обыдоша мя яко вода», то есть весь гнев подвиг Ты против меня; страшными казнями приводил Ты меня в смятение, и, как в водах, оставлял меня погруженным в них.

    «Весь день одержаша мя вкупе». Каждый день потопляют оне меня.

  • 18.

    обыдоша мя яко вода весь день, одержаша мя вкупе.

    См. Толкование на (Пс 87:17)

  • 19.

    «Удалил еси от мене друга и искренняго и знаемых моих от страстей». Борясь с столькими бедствиями, не имею утешения, доставляемаго близкими знакомыми, будучи лишен сожительства с ними по причине бедственнаго рабства. Сие же прилично было говорить не Иудеям только, но и всем людям, жившим до пришествия Спасителева; даже и ныне, кто подобно сему страждет, тому свойственно и сообразно сие моление. Ибо, по словам божественнаго Апостола, «елика преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася: да терпением и утешением писаний, упование имамы» ((Рим 15:4)).