- 1.
«Песнь псалма сыном Кореовых в конец, О Маелефе еже отвещати, разума Еману Исраилтянину». Еман начальствовал над некиим ликом поющих и песнословящих Бога. Словом: «отвещати», подается мысль о взаимно ответствующих чредах ликов. Пророчество же сие предвозвещает бедствия Иудеев и рабство в Вавилоне, но показывает также и болезни всего вкупе человеческаго рода после греха. Притом пророчество в псалме излагается в виде моления, приносимаго человеколюбивому Богу и Иудеями и вообще всеми. Молитва же сия приличествует наиболее благочестивым.
- 2.
Ст. 2-4 «Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою»: «Да внидет пред Тя молитва моя». Знаю, что Ты, Владыка, – Господь моего спасения; потому день и ночь умоляю принять мое прошение. «Приклони ухо Твое к молению моему». «Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися». Воззри, умоляю Тебя, на множество окружающих меня зол; ибо я при самой смерти, и имею нужду в Твоей помощи.
- 3.
да внидет пред тя молитва моя, приклони ухо твое к молению моему.
См. Толкование на (Пс 87:2)
- 4.
Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися
См. Толкование на (Пс 87:2)
- 5.
«Привменен бых с низходящими в ров». В неизбежныя некия впал я бедствия, и не нахожу никакого избавления, но уподобляюсь тем, которые упали в ров, и не могут выйти.
«Бых яко человек без помощи», лишен всякаго о мне промышления и попечения.
- 6.
«В мертвых свободь». Еще не дождавшись кончины, не прияв на себя рабства смерти, причисляю себя к сущим в мертвых.
«Яко язвении спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени быша». С словом: «бых» поставлено в связи и сие: «бых яко человек без помощи, в мертвых свободь», не прияв еще на себя рабства смерти, «бых яко язвен», получивший рану на войне и предаваемый погребению. Ибо Симмах выразил сие так: что язвенные, лежащие во гробе, о которых не воспомянешь уже более, тóже и те, которые сражены Твоею рукою.
- 7.
«Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней». И сии слова приличествуют, как принужденным жить в Вавилоне, так и всему человеческому роду. Ибо те, находясь в порабощении у людей лукавых, проводили жизнь мучительную, и все люди после греха впали в многоразличныя бедствия; потому что по преступлении заповеди явились и смерть, и печаль, и слезы, и воздыхания, и сетование, и вдовство, и сиротство, и нищета, и неудачи, и тысячи других неописуемых бед, которыя и на живых наводят тму.
- 8.
«На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя». Симмах же перевел так: на меня напала ярость Твоя, и бурями Твоими истомил Ты меня, то есть, продолжаешь наказывать меня и наносишь всякаго рода удары бедствий. Образ же речи заимствован от терпящих кораблекрушение и подвергающихся сильным приражениям волн и порывам ветров
- 9.
«Удалил еси знаемых моих от мене». Не имею у себя ни близких мне, ни родных. Ибо жившие в Вавилоне пленники, прияв на себя иго рабства, будучи разсеяны, лишены связей и сожительства с друзьями, не имели почерпаемаго в этом утешения; да и все люди, пребывающие в злочестии, не причастны ангельскаго о них попечения.
«Положиша мя мерзость себе», то есть враги мои. «Предан бых и не исхождах», не нахожу никакого избавления от окружающих меня зол.
- 10.
«Очи мои изнемогосте от нищеты». А Симмах перевел так: «око мое истекло от злострадания»; потому что слезами истощил я очи свои, будучи принужден плакать от мучительной болезни.
«Воззвах к Тебе Господи весь день, воздех к Тебе руце мои». Посему даруй единый способ к избавлению от бед – Твое, Владыка, о мне промышление; потому что, простирая всегда руки, умоляю Тебя. А такое положение показывает жестокую душевную болезнь; потому что вынуждаемый необходимостию человек в таком виде с большим усилием просит того, кто может ему дать.
- 11.
«Еда мертвыми твориши чудеса? или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе?». Пока еще я жив, говорит Пророк, покажи чудо Твое; потому что, когда умру, не увижу его. Ибо нет врача, который бы мог освободить от смерти. И какое врачество имеет эту силу?
- 12.
Ст. 12-13 «Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели?» «Еда познана будут во тме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней?» Мертвецам, разрешившимся в прах, пребывающим во гробе смерти и преданным забвению, возможно ли ощущать Твое человеколюбие и быть зрителями чудес Твоих?
- 13.
Еда познана будут во тме чудеса твоя, и правда твоя в земли забвенней?
См. Толкование на (Пс 87:12)
- 14.
«И аз к Тебе Господи воззвах, и утро молитва моя предварит Тя». Нетерпеливо желая в жизни избавиться от обстоящих зол, в сердечной туге умоляю Тебя, и в молении достигаю утра.
- 15.
«Всякую Господи отрееши душу мою? отвращаеши лице Твое от мене?» Итак почему же отсылаешь меня, Владыка? Почему не уделяешь мне благоснисходительности Твоей?
- 16.
«Нищ есмь аз и в трудех от юности моея». Юность для Израильтян – исшествие из Египта, а для всех людей – жизнь вне рая по преступлении заповеди: потому что те и другие все остальное время проводили бедствуя [ибо изшедшие из Египта Израильтяне все, кроме двоих, умерли в пустыне].
«Вознесжеся, смирихся и изнемогох». И Иудеи, после прославления, впали в рабство, и естество человеческое, созданное по образу Божию и сподобившееся жизни в раю, вожделев большаго, лишилось и дарованнаго.
- 17.
Ст. 17-18 «На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя»: «Обыдоша мя яко вода», то есть весь гнев подвиг Ты против меня; страшными казнями приводил Ты меня в смятение, и, как в водах, оставлял меня погруженным в них.
«Весь день одержаша мя вкупе». Каждый день потопляют оне меня.
- 18.
обыдоша мя яко вода весь день, одержаша мя вкупе.
См. Толкование на (Пс 87:17)
- 19.
«Удалил еси от мене друга и искренняго и знаемых моих от страстей». Борясь с столькими бедствиями, не имею утешения, доставляемаго близкими знакомыми, будучи лишен сожительства с ними по причине бедственнаго рабства. Сие же прилично было говорить не Иудеям только, но и всем людям, жившим до пришествия Спасителева; даже и ныне, кто подобно сему страждет, тому свойственно и сообразно сие моление. Ибо, по словам божественнаго Апостола, «елика преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася: да терпением и утешением писаний, упование имамы» ((Рим 15:4)).
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 87