• 1.

    «Аллилуия». И здесь пророческое слово повелевает песнословить; предсказывает же и победу, одержанную по возвращении. Сверх сего предвозвещает, как апостольская проповедь со всею быстротою протекает целую вселенную.

    Ст. 1-2 «Похвали Иерусалиме Господа, хвали Бога твоего Сионе»: «Яко укрепи вереи врат твоих». При необоримой Божией помощи освободившись от врагов, и не видя вокруг себя осаждающих, песнопениями, Иерусалим, воздай Благодетелю. Иерусалимом же называет Пророк не здания, но жителей города.

    «Благослови сыны твоя в тебе»; потому что, прияв благословение благочадия и многочадия, соделался ты многолюдным.

  • 2.
  • 4.

    «Посылаяй слово Свое земли, до скорости течет слово Его.» «Словом» Пророк назвал здесь евангельскую проповедь. А с проповедию послал Господь не к Иудеям только, но и ко всем прочим человекам. Ибо сказал: «шедше научите вся языки» ((Мф 28:19)). Пророк показал также и скорость течения. Ибо в короткое время Апостолы всю землю и море исполнили учения. Сие провидя, Пророк сказал: «до скорости течет слово Его». И в сем нет ничего новаго и необычайнаго; потому что все уступает Божию изволению. Посему, как скоро угодно Богу, естество водное одно мгновенно изменяется в тысячи видов.

  • 5.

    Ст. 5-6 «Дающаго снег Свой яко волну, мглу яко пепел посыпающаго»: «Метающаго голоть Свой яко хлебы». Ибо из одной сущности вод делаются и твердый лед, а также редкий и мягкий снег, подобный клочку шерсти, и еще влажная пыль; ибо таков состав тумана.

    «Противу лица мраза Его кто постоит?» Без труда изменяет воздух, не задолго бывший жгучим в короткое время делает леденящим.

  • 6.

    метающаго голоть свой яко хлебы: противу лица мраза его кто постоит?

    См. Толкование на (Пс 147:5)

  • 7.

    «Послет Слово Свое, и истает я: дхнет Дух Его, и потекут воды». Но опять, как скоро восхощет, отвердевшую воду без труда разлагает и делает, что несется она стремительным потоком. Едва подует полуденный ветр, как снег и лед разрешаются в воду. Не без намерения же сделал сие описание Пророк, но означая тем нечто другое. Как падающий снег наполняет горы, а растаяв поступает в близ лежащия реки, и доставляет орошение иным странам: так и обилие Богоданных благ сообщено было первым Иудеям, а когда отвергли они благодать, – святыми Апостолами, как бы некиими реками, орошение учения принесено язычникам.

  • 8.

    «Возвещаяй Слово Свое Иакову, оправдания и судбы Своя Израилеви». Древле дан им закон, а потом и благодать; но Иудеи оказались недостойными того и другаго.

  • 9.

    «Не сотвори тако всякому языку, и судбы Своя не яви им». Ни одному из язычников не дал закона Моисеева, не дал пользоваться Пророками; одних Иудеев удостоил таковаго орошения; но они сделались неблагодарными Благодетелю, а язычники, от священных Апостолов прияв лучь мысленнаго света, познали Создателя своего, и воздают Ему непрестанное чествование.