• 1.

    «Аллилуия, Аллилуия». Пророк повторил воззвание, поощряя души к большему усердию. И сия новая песнь всю тварь, разумную и чувственную, словесную и безсловесную, одушевленную и неодушевленную, возбуждает к единому согласному песнопению. И небу, и земле, и безднам, и небесным светилам, и горам, и растениям, и всему, что сему подобно, а также всем, имеющим душу и разум, повелевает Пророк принести в дар песнь. А тем, которые одарены разумом, велит обратить внимание на все сие, и изучив видимую в том премудрость, песнословить Творца.

    «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних». Великий Моисей научает нас, что два неба сотворены Богом, одно сотворено вместе с землею, а другому после повелено придти в бытие посреди вод и вод, и его-то нарек Бог твердию. Посему Пророк повелел песнословить Бога «с небес» и «в вышних», то есть, ликам безплотных, обитающих на том и другом небе. Поелику божественный Моисей ничего не сказал нам о создании духовных естеств; то Пророк, по необходимости, сделал упоминание и о них, и призывает их, в дар Творцу принести песнопение. Ибо долг сей обязаны воздавать Ему твари, и всякой от Него получившей бытие и одаренной разумом твари надлежит этот долг воздавать во всякое время. Если же песнословит все, что имеет тварную природу, а несопричисляются к песнословящим ни Сын, ни Всесвятый Дух; то явствует, что Они не тварнаго естества. Иначе, как источники правды, чтя справедливость, песнословили бы они Творца прежде иных тварей. Но не песнословит ни Сын, ни Всесвятый Дух. Посему не тварнаго естества и Сын и Всесвятый Дух. Очевидно же что и Сыну и Всесвятому Духу воздается песнословие; потому что нет ничего средняго между песнословящими и песнословимыми. Тварь песнословит, а Творцу воздается песнословие. Если же кто не песнословит Творца, то не песнословит, как неблагодарный. Но о сем пространнее разсуждали мы в словах о Святом Духе. Посему обратимся к продолжению толкования.

  • 2.

    «Хвалите Его вси Ангели Его: хвалите Его вся силы Его. «Ангелами» и «силами» Пророк называет духовныя естества; и «Ангелами», потому что передают божественныя вещания; а «Силами», потому что свободны от телесных страданий, и в силах исполнять повелеваемое. Они, как говорит Пророк, «силнии крепостию, творящии слово Его» ((Пс 102:20)). Под сими двумя именованиями Пророк включительно разумел всякое естество духовных тварей; весьма же прилично сии небесные лики прежде всего призвал он к песнопению.

  • 3.

    «Хвалите Его солнце и луна: хвалите Его вся звезды и свет». А Симмах перевел так: песнословьте Его все звезды света. Так перевели и другие. По переводу же Седмидесяти понимать сие должно так: в первый день создал Бог свет, а в четвертый – светила. Потому Пророк отдельно упомянул о свете, не как о существующем самостоятельно, но как о разделенном в светилах. А, как говорили мы уже и прежде, не их созывает Пророк, как бы одушевленных и словесных; но нам дает повеление взирать на них, изучать Божию премудрость, и непрестанно слагать песнопение Богу.

  • 4.

    «Хвалите Его небеса небес: и вода яже превыше небес». Твердию разлучил Бог водное естество, по неизреченной премудрости устроив это великое разделение, и по отвердевшим водам повелел совершать путь необъятному свету. Вода и огонь противоположны между собою; однако же ни водами не угашается огонь, ни отвердевшая вода не растаевает от необъятнаго огня. А сие показывает неизреченное Божие могущество. Пророк слово: «небеса» поставил во множественном числе, не потому что знал многия небеса, но потому что следовал употреблению еврейскаго языка. А Евреи небо называют во множественном числе: небеса, как мы говорим: Афины, Фивы. И именно что здесь Пророк назвал «небесами небес», то в другом месте нарек «небом небеси»; ибо говорит: «небо небесе Господеви» ((Пс 113:24)).

  • 5.

    «Да восхвалят имя Господне: яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася». Достойно, говорит Пророк, воспевать Того, Кто все сие соорудил словом.

  • 6.

    «Постави я в век, и в век века: повеление положи, и не мимоидет». Не только создал, но не престает и промышлять о сем; потому и продолжают твари бытие, сколько Ему то угодно. И неодушевленныя твари, и другие роды тварей уважают постановленные законы. Море знает пределы, и стыдится песка, и день и ночь сохраняют положенную меру; только люди небрегут о Божиих законах. Так Пророк, и пренебесное и небесное призвав к общению в песнопении, переходит к земле, общей матери человеков и безсловесных.

  • 7.

    «Хвалите Господа от земли». Потом в частности. «Змиеве и вся бездны». Море –часть земли, а в море – киты. Достоин же удивления и самый промысл Создателя; потому что, создав великих и огромных животных, заключил их в непреплываемых морях, созданием их показав могущество, и упоминанием о них устрашая людей, а тем, что воспрепятствовал происходить от сего вреду, провозвещая благость.

  • 8.

    «Огнь, град, снег, голоть, дух бурен». И сие имеет началом своим воду; но в воздухе бывают и град, и снег, и голоть, и сильные ветры (их Пророк назвал «духом бурным»); а также и огонь, как можно видеть, является не только на земле, но и в воздухе; потому что молнии, громы, огненные шары приносятся из воздуха.

    «Творящая слово Его». И сие, говорит Пророк, покорствует мановению Его, не как одушевленное и разумное, но как последующее Его изволению; потому что все это бывает по мановению Божию.

  • 9.

    «Горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри». И сего достаточно, чтобы подвигнуть язык наш к благодарению; потому что достойно сие удивления не по одному своему величию, но и по происходящей от сего пользе, которая и обширна и разнообразна.

  • 10.

    «Зверие и вси скоти». И в этом Пророк сделал разделение; не сказал просто: четвероногия животныя, но кротких отличил от свирепых; и повелевает за тех и других песнословить Творца; потому что ничего нет излишняго и безполезнаго, хотя сие и сокрывается от нашего ведения.

    «Гады и птицы пернаты». С упоминанием гадов сопрягается и понятие о естестве плавающих; потому что они пресмыкаются в водах. Так нарек их и Бог; ибо сказал: «да изведут воды гады душ живых, и птицы летающия по тверди небесней» ((Быт 1:20)). После всего этого Пророк призывает и того, кто за всех песнословит; потому что после всех создания Божия сподобился человек. Но и его призывает по сословиям; сперва вводит лик царей, а потом сонмы подданных, и говорит:

  • 11.

    «Царие земстии и вси людие». Не лишает же песнопения и вторых по царях, князей, и за ними следующих, судей, но и им сообщает происходящую от сего пользу. «Князи и вси судии земстии». Даже каждому возрасту, каждому поколению, и мужескому и женскому полу, повелевает делать это, и из мужей и жен сперва тем, которые имеют совершенный возраст.

  • 12.

    «Юношы и девы». Потом именует крайние возрасты. «Старцы с юнотами». И незрелый и перезрелый возраст, говорит Пророк, да песнословит Бога.

  • 13.

    «Яко вознесеся имя Того единаго». Ибо память богов лжеименных угасла, и единаго сущаго Бога имя соделалось досточтимым. «Исповедание Его на земли и на небеси». Не пренебесные только воспевают Его; но и вся земля исполнилась ведения Господня, «яко же вода многа» для покрытия морей ((Авв 2:14)).

  • 14.

    «И вознесет рог людей Своих». Непреоборимым и славным явит народ Свой. Ибо «рогом» Пророк назвал крепость, взяв образ речи с животных вооруженных рогами, которыя в рогах поставляют свою крепость. «Песнь всем преподобным Его». Ибо уверовавших в Него делает не только крепкими, но и присночтимыми для всех. «Сыновом Израилевым, людем приближающимся Ему». Сею славою пользовался Израиль, когда близок был к Богу. А теперь прешла знаменитость вместе с благочестием, и Израильтяне лишились оной, а язычники возвеселены дарами Божиими.