- 1. Many haue sinned for a smal matter: & he that seeketh for abundance will turne his eies away.
- 2. As a naile sticketh fast betweene the ioynings of the stones: so doth sinne sticke close betweene buying and selling.
- 3. Unlesse a man hold himselfe diligently in the feare of the Lord, his house shall soone be ouerthrowen.
- 4. As when one sifteth with a sieue, the refuse remaineth, so the filth of man in his talke.
- 5. The furnace prooueth the potters vessell: so the triall of man is in his reasoning.
- 6. The fruite declareth if the tree haue beene dressed: so is the vtterance of a conceit in the heart of man.
- 7. Praise no man before thou hearest him speake, for this is the triall of men.
- 8. If thou followest righteousnesse, thou shalt obtaine her, and put her on, as a glorious long robe.
- 9. The birds will resort vnto their like, so will truth returne vnto them that practise in her.
- 10. As the Lyon lieth in waite for the pray: so sinne for them that worke iniquity.
- 11. The discourse of a godly man is alwaies with wisedome: but a foole changeth as the Moone.
- 12. If thou be among the vndiscreet, obserue the time: but be continually among men of vnderstanding.
- 13. The discourse of fooles is irksome, and their sport is in the wantonnesse of sinne.
- 14. The talke of him that sweareth much, maketh the haire stand vpright: and their braules make one stop his eares.
- 15. The strife of the proud is blood-shedding, and their reuilings are grieuous to the eare.
- 16. Who so discouereth secrets, looseth his credit: and shall neuer find friend to his minde.
- 17. Loue thy friend, and be faithfull vnto him: but if thou bewrayest his secrets, follow no more after him.
- 18. For as a man hath destroyed his enemie: so hast thou lost the loue of thy neighbour.
- 19. As one that letteth a bird goe out of his hand, so hast thou let thy neighbour goe; and shalt not get him againe.
- 20. Follow after him no more, for he is too far off, he is as a roe escaped out of the snare.
- 21. As for a wound it may be bound vp, and after reuiling there may be reconcilement: but he that bewrayeth secrets is without hope.
- 22. He that winketh with the eies worketh euil, and he that knoweth him will depart from him.
- 23. When thou art present he will speake sweetly, and will admire thy words: but at the last he will writhe his mouth, and slander thy sayings.
- 24. I haue hated many things, but nothing like him, for the Lord will hate him.
- 25. Who so casteth a stone on high, casteth it on his owne head, and a deceitfull stroke shall make wounds.
- 26. Who so diggeth a pit shall fall therein: and he that setteth a trap shall be taken therein.
- 27. He that worketh mischiefe, it shall fall vpon him, and he shall not know whence it commeth.
- 28. Mockery and reproach are from the proud: but vengeance as a Lyon shall lie in waite for them.
- 29. They that reioyce at the fall of the righteous shalbe taken in the snare, and anguish shall consume them before they die.
- 30. Malice and wrath, euen these are abhominations, and the sinfull man shall haue them both.
1.Многие погрешали ради маловажных вещей,
и ищущий богатства отвращает глаза.2.Посреди скреплений камней вбивается гвоздь:
так посреди продажи и купли вторгается грех.3.Если кто не удерживается тщательно в страхе Господнем,
то скоро разорится дом его.4.При трясении решета остается сор:
так нечистота человека — при рассуждении его.5.Глиняные сосуды испытываются в печи,
а испытание человека — в разговоре его.6.Уход за деревом открывается в плоде его:
так в слове — помышления сердца человеческого.7.Прежде беседы не хвали человека, ибо она есть испытание людей.8.Если ты усердно будешь искать правды,
то найдешь ее и облечешься ею, как подиром славы.9.Птицы слетаются к подобным себе,
и истина обращается к тем, которые упражняются в ней.10.Как лев подстерегает добычу, так и грехи — делающих неправду.11.Беседа благочестивого — всегда мудрость,
а безумный изменяется, как луна.12.Среди неразумных не трать времени,
а проводи его постоянно среди благоразумных.13.Беседа глупых отвратительна, и смех их — в забаве грехом.14.Пустословие много клянущихся поднимет дыбом волосы,
а спор их заткнет уши.15.Ссора надменных — кровопролитие, и брань их несносна для слуха.16.Открывающий тайны потерял доверие
и не найдет друга по душе своей.17.Люби друга и будь верен ему;18.а если откроешь тайны его, не гонись больше за ним:19.ибо как человек убивает своего врага,
так ты убил дружбу ближнего;20.и как ты выпустил бы из рук своих птицу,
так ты упустил друга и не поймаешь его;21.не гонись за ним, ибо он далеко ушел и убежал, как серна из сети.22.Рану можно перевязать, и после ссоры возможно примирение;23.но кто открыл тайны, тот потерял надежду на примирение.24.Кто мигает глазом, тот строит козни,
и никто не удержит его от того;25.пред глазами твоими он будет говорить сладко
и будет удивляться словам твоим,26.а после извратит уста свои и в словах твоих откроет соблазн;27.многое я ненавижу, но не столько, как его;
и Господь возненавидит его.28.Кто бросает камень вверх, бросает его на свою голову,
и коварный удар разделит раны.29.Кто роет яму, сам упадет в нее,
и кто ставит сеть, сам будет уловлен ею.30.Кто делает зло, на того обратится оно,
и он не узнает, откуда оно пришло к нему;31.посмеяние и поношение от гордых и мщение,
как лев, подстерегут его.32.Уловлены будут сетью радующиеся о падении благочестивых,
и скорбь измождит их прежде смерти их.33.Злоба и гнев — тоже мерзости, и муж грешный будет обладаем ими.
и ищущий богатства отвращает глаза.2.Посреди скреплений камней вбивается гвоздь:
так посреди продажи и купли вторгается грех.3.Если кто не удерживается тщательно в страхе Господнем,
то скоро разорится дом его.4.При трясении решета остается сор:
так нечистота человека — при рассуждении его.5.Глиняные сосуды испытываются в печи,
а испытание человека — в разговоре его.6.Уход за деревом открывается в плоде его:
так в слове — помышления сердца человеческого.7.Прежде беседы не хвали человека, ибо она есть испытание людей.8.Если ты усердно будешь искать правды,
то найдешь ее и облечешься ею, как подиром славы.9.Птицы слетаются к подобным себе,
и истина обращается к тем, которые упражняются в ней.10.Как лев подстерегает добычу, так и грехи — делающих неправду.11.Беседа благочестивого — всегда мудрость,
а безумный изменяется, как луна.12.Среди неразумных не трать времени,
а проводи его постоянно среди благоразумных.13.Беседа глупых отвратительна, и смех их — в забаве грехом.14.Пустословие много клянущихся поднимет дыбом волосы,
а спор их заткнет уши.15.Ссора надменных — кровопролитие, и брань их несносна для слуха.16.Открывающий тайны потерял доверие
и не найдет друга по душе своей.17.Люби друга и будь верен ему;18.а если откроешь тайны его, не гонись больше за ним:19.ибо как человек убивает своего врага,
так ты убил дружбу ближнего;20.и как ты выпустил бы из рук своих птицу,
так ты упустил друга и не поймаешь его;21.не гонись за ним, ибо он далеко ушел и убежал, как серна из сети.22.Рану можно перевязать, и после ссоры возможно примирение;23.но кто открыл тайны, тот потерял надежду на примирение.24.Кто мигает глазом, тот строит козни,
и никто не удержит его от того;25.пред глазами твоими он будет говорить сладко
и будет удивляться словам твоим,26.а после извратит уста свои и в словах твоих откроет соблазн;27.многое я ненавижу, но не столько, как его;
и Господь возненавидит его.28.Кто бросает камень вверх, бросает его на свою голову,
и коварный удар разделит раны.29.Кто роет яму, сам упадет в нее,
и кто ставит сеть, сам будет уловлен ею.30.Кто делает зло, на того обратится оно,
и он не узнает, откуда оно пришло к нему;31.посмеяние и поношение от гордых и мщение,
как лев, подстерегут его.32.Уловлены будут сетью радующиеся о падении благочестивых,
и скорбь измождит их прежде смерти их.33.Злоба и гнев — тоже мерзости, и муж грешный будет обладаем ими.



