Глава 10

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51
  • 1.

    «В конец, псалом Давиду». Этот псалом божественный Давид, гонимый Саулом, изрек советовавшим ему искать спасения в бегстве. Но приличествует он и всякому, претерпевающему обиды и возлагающему упование на Бога. Надписан же «в конец», потому что содержит в себе предречение о праведном суде Божием и о наказании, какому подвергнутся беззаконные.

    «На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица?» Зачем, говорит, советуете мне спасаться бегством, кружиться по горам подобно напуганному воробью, туда и сюда переносить кущу, когда имею твердое упование на Бога, и при оном не боюсь врагов?

  • 2.

    «Яко се грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем». Иные и сии слова присоединяли к предыдущему стиху, но сего не дозволяет продолжение речи. Ибо Пророк присовокупляет:

  • 3.

    Ст. 3-5 «Зане яже Ты совершиль еси, они разрушиша». А из сего усматриваем, что Пророк слова сии обращает к Богу, как бы в беседе извещая, что у врагов готовы луки и стрелы, и что намерение их в каком-то мраке в безлунную ночь поставить сети и засады. Ибо «мраком (σκοτομὴνη)» назвал неизвестность и скрытность умысла; слово же сие означает безлунную ночь. А правым сердцем наименовал себя Пророк, не с намерением приписать себе высокую добродетель, но по сознанию, что никогда не делал ничего во вред Саулу, напротив же того оказывал ему великое благорасположение. «Зане яже Ты совершил еси, они разрушиша». Не восхитил я, говорит Давид, царства, но по Твоей благодати приял помазание; они покушаются сокрушить меня, вооружаясь против Твоего определения.

    «Праведник же что сотвори? Господь во храме святем Своем». «Господь, на небеси престол Его: очи Его на нищаго презираете, вежди Его испытаете сыны человеческия». «Господь испытает праведнаго и нечестиваго». Они поступают со мною лукаво, но Ты, праведный Судия, возседающий на небесных престолах и являющий присутствие Свое в земном храме, видишь целую вселенную; Тебе и единых вежд у очей достаточно, чтобы дознать все дела человеческия. В точности знаешь поступки и неправедных и праведных, и по делам взвешиваешь воздаяния. Должно же знать, что об очах, веждах, престолах и о всем прочем тому подобном Пророк говорит чувственно, посредством того, что есть у человека, научая людей божественному, и Божиим силам придавая именования членов человеческаго тела.

    «Любяй же неправду ненавидит свою душу». Кто любит душу, тот ненавидит неправду; а кто расположен к неправде, тот устрояет гибель душе; потому что навлекает на себя Божий гнев, который так описывает в подробности пророческое слово:

  • 4.

    Господь во храме святем своем. Господь, на небеси престол его: очи его на нищаго призираете, вежди его испытаете сыны человеческия.

    См. Толкование на (Пс 10:3)

  • 5.

    Господь испытает праведнаго и нечестиваго: любяй же неправду ненавидит свою душу.

    См. Толкование на (Пс 10:3)

  • 6.

    «Одождит на грешники сети: огнь, и жупел, и дух бурен». Образ наказаний Пророк берет с совершившихся уже над содомскими городами. Ибо на те города «одожди Господь огнь от Господа и жупел с небесе» ((Быт 19:24)). Посему Пророк и здесь угрожает тем же, не потому что Богь нашлет совершенно теже казни; напротив того в их образе представляет Давид всякаго рода наказания.

    «Часть чаши их». Сие, говорит Пророк, приобрели они, в наследие себе избрав беззаконие. «Чашею» Пророк называет здесь наказание. Так и в другом псалме говорит: «яко чаша в руце Господни, вина нерастворена исполнь растворения», и чрез несколько слов: «испиют вси грешнии земли» ((Пс 74:9)). Сию-то чашу блаженный Иеремия получил повеление поднести народам ((Иер 25:15)).

  • 7.

    «Яко праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его». Сие, говорит Пророк, Господь всяческих налагает на живуших порочно; потому что Он источник правды, всем правит, употребляя правоту как бы вместо некоего кормила.