- 1.
«Псалом песни обновления дому» в конец Давиду [по слав. переводу: «обновления дому Давидова»]. Блаженный Давид не строил божественнаго храма, и слова псалма не приличествуют строившему. Посему «обновлением дома» называется возсоздание человеческаго естества, какое совершил Владыка Христос, прияв за нас смерть, и смерть сокрушив, а нам даровав надежду воскресения. Но сей же самый псалом изречен и о блаженном Езекии. Ибо, по избиении Ассириян и по избавлении от болезни, Езекия, как вероятно, совершил великое торжество, свидетельствуя благодарность свою Богу, что и им даровал спасение, и святый храм Свой избавил от вражескаго огня. Итак, поелику совершенное им было подобно празднику обновления, то псалом справедливо получил сие надписание. Должно же знать, что прилагается он к Езекии прообразовательно, а ко всему человеческому роду по самой истине. Ибо, как Езекия, впав в высокоумие (сие открывает нам история Паралипоменон), услышал смертный приговор, но по Божественной благодати сподобился жизни: так праотец Адам, понадеявшись быть богом и возгордившись пред Сотворшим, предан смерти, но по Божию человеколюбию улучил воскресение.
- 2.
«Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне». Восприяв на Себя, Владыка, наш начаток, все естество сподобил чрез Него спасения, и не попустил, чтобы издевались над нами враги и неприязненные демоны.
- 3.
Ст. 3-4 «Господи Боже мой, воззвах к Тебе, и изцелил мя еси». «Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров». В этом слышим вещание человеческаго естества. Слова же: «воззвах к Тебе, и исцелил мя еси», по простому смыслу приличествует Езекии, но не столько человеческому естеству; потому что оно не умоляло Бога и не искало избавления от тления, а предавалось только плачу и сетованию, видя смерть, и не ожидая воскресения. Поэтому слезы и сетования, какия бывают над болящими и умершими, принял вместо молитвы, указуя на неизреченное Божие человеколюбие; потому что Бог и непризываемый, но видя только слезы, умилосердился и сокрушил смерть. Пророк и здесь опять рвом назвал смерть.
- 4.
Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров.
См. Толкование на (Пс 29:3)
- 5.
«Пойте Господеви, преподобнии Его, и исповедайте память святыни Его»: «Яко гнев в ярости Его, и живот в воли Его». Справедливо Пророк песнопение и засвидетельствование благодарности приписывает преподобным. Поелику, хотя дар воскресения уделен и всем людям; но не все достойны сей благодати; то весьма прилично поступает, посвящая для песнопения достойных. Весьма искусно сделано им и другое разделение; ибо гнев присвояет ярости (гневом же называет наказание), а жизнь – воле; потому что сего хощет Бог, а не перваго, гнев же навлекаем мы сами на себя. Сказано: «Бог смерти не сотвори, ни веселится о погибели живых. Созда бо во еже быти всем, и спасительны бытия мира» ((Прем 1:13)). Слышим же, что и Сам Бог говорит через Пророка Иезекииля: «еда хотением восхощу смерти грешника, а не еже обратитися ему и живу быти» ((Иез 18:23))?
«Вечер водворится плачь, и заутра радость». Так и было сие и при Езекии, и при совершении общаго спасения. Ассирияне, своими угрозами подвигшие город к плачу, ночью восприяли наказание, и на утро исполнили благодушия тех, кого заставляли плакать. И божественный Исаия, повечеру принесший Езекии смертный приговор, поутру принес ему паки благовестие жизни. Так было и при совершении общаго спасения: когда священные Апостолы, а с ними и все верующие, сетовали о страдании Господнем, рано утром пришли жены, и принесли радость воскресения.
- 6.
яко гнев в ярости его, и живот в воли его: вечер водворится плачь, и заутра радость.
См. Толкование на (Пс 29:5)
- 7.
«Аз же рех во обилии моем: не подвижуся во век». Сего надеялся и Адам, до обольщения жительствовавший в раю, и Езекия, победивший Ассириянина, о чем ясно извещает книга Паралипоменон, говоря, что «вознесеся сердце» царя Езекии ((2Пар 32:25)).
- 8.
«Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу: Отвратил же еси лице Твое, и бых смущен». Подобно и сие приличествует и Езекии, и всему естеству человеческому; потому что и Езекия за добродетель пользовался Божественным промышлением, и преодолел Ассириян, и также лишившись Божественной благодати, впал в болезнь и подвергся страху смерти; и Адам в раю украшен был лепотою добродетели и не подлежал тлению, но за преступление лишившись Божественнаго о нем промышления, претерпел жизненную бурю. Весьма ясно выразил сие Симмах: Господи, благоволением Твоим дал Ты могущество праотцу моему; из чего явствует, что от лица человеческаго естества вещает сие Пророк Владыке Христу, который даровал нам этот великий дар жизни.
- 9.
Ст. 9-10 «К Тебе, Господи, воззову, и к Богу моему помолюся». «Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление? еда исповестся Тебе персть? или возвестит истину Твою?». Сии же слова произнесены были и блаженным Езекиею, как извещают нас четвертая книга Царств и пророчество божественнейшаго Исаии ((Ис 38:18)); да и человеческое естество, если и не все вопияло, то чрез святых возопило к Богу сими же словами, потому что справедливо песнословить Тебя, Творца и благопризнательными словесами воздавать Тебе благодарение. Но сие свойственно живым; а разрешившиеся в прах и пепел, и утратившие способность трудиться телесно, как могли бы воспевать Твои благодеяния?
- 10.
Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление? еда исповестся тебе персть? или возвестит истину твою?
См. Толкование на (Пс 29:9)
- 11.
Ст. 11-13 «Слыша Господь и помилова мя: Господь бысть помощник мой». «Обратил еси плачь мой в радость мне, растерзал еси вретище мое и препоясал мя еси веселием». «Яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся». И Езекия, облекшись во вретище, приносил Богу молитву на Ассириян, и естество человеческое облеклось в плачевное одеяние. И ныне иные неразумные, сидя на вретище, сетуют об умерших, и к несчастию не хотят внимать пророческим словам, ясно взывающим: «растерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием, и обратил еси плачь мой в радость мне». Ибо как Езекия, услышав обетование о пятнадцатилетнем продолжении жизни, исполнился великаго веселия; так и нам, приявшим надежду воскресения, справедливо не плакать об умерших, но благодушно ожидать воскресения. Сия же: «яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся» Симмах перевел так: да поет Тебя слава, и не умолкнет, то есть, за сие благодеяние надлежит непрестанно воспевать и песнословить сподобившимся такой славы, не умолкая ни на одно мгновение. А умиление производит молчание. Поэтому Седмьдесят вместо слава: употребили слово: умиление. И Езекия приял славу, когда ради его столько тысяч подпало ниспосланному на них Богом наказанию, и вспять возвратилось солнце. И мы имеем повод к великому прославлению; потому что толикую любовь оказал нам Бог всяческих. Сказано: «тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный» ((Ин 3:16)).
«Господи Боже мой, во век исповемся Тебе». Ибо не только в настоящей жизни, но и по воскресении буду возносить Тебе песнопения, непрестанно поведая о преестественных и неизреченных дарах Твоих.
- 12.
Обратил еси плачь мой в радость мне, растерзал еси вретище мое и препоясал мя еси веселием,
См. Толкование на (Пс 29:11)
- 13.
яко да воспоет тебе слава моя, и не умилюся. Господи Боже мой, во век исповемся тебе.
См. Толкование на (Пс 29:11)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 29