Глава 25

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51
  • 1.

    «Псалом Давиду». И сей псалом, мне кажется, божественный Давид изрек о себе самом. Думаю же, что он написан прежде предыдущаго псалма. В том Давид упоминал о грехе, и о грехе великом (ибо говорит: «очисти грех мой: мног бо есть» ((Пс 25:12)); а здесь описывает собственныя свои разнаго рода добродетели. Почему полагаю, что произнес слова сии, будучи гоним Саулом и принужденный жить у иноплеменных, где видя, что преданы они злочестию, суеверию и всякому беззаконию, избегал их собраний и общественных пиршеств в честь демонам. Яснее же покажет это истолкование самых речений.

    «Суди ми Господи, яко аз незлобою моею ходихь: и на Господа уповая не изнемогу». Водясь простотою, говорит Пророк, не причинив никакого зла Саулу, и так жестоко изгнанный, умоляю Тебя соделаться Судиею моего дела. Ибо знаю Тебя, Боже; на промысл Твой возложил я свои надежды, и уповаю, что не буду предан в руки гонителям.

  • 2.

    «Искуси мя Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя и сердце мое». И отсюда видно, что псалом написан ранее греха; потому что, как живущий в простоте и незлобии, непознавший опытом греха, желает опасных подвигов. Утробами же и сердцем называет помыслы; и о сем говорили мы многократно.

  • 3.

    «Яко милость Твоя пред очими моима есть». Умоляю подвергнуть меня искушению и разжечь на подобие золота; потому что уповаю на Твою милость, и ожидаю от нея помощи. Ею подкрепляемый, «и благоугодих во истине Твоей». Потом описывает виды благоугождения.

  • 4.

    Ст. 4-5 «Не седох с сонмом суетным, и со законопреступными не вниду». «Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду». Столько же, говорит, заботился я об угождении Тебе, что, когда был у людей злочестивых и беззаконных, избегал собраний их и вредных бесед с ними. А сим означает пребывание свое у иноплеменников, с которыми принужден был вместе жить во время бегства, но не соглашался быть с ними сообщником в злочестии и в беззаконии.

  • 5.

    Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду.

    См. Толкование на (Пс 25:4)

  • 6.

    Ст. 5-6 «Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой Господи»: «Еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя». Посему весьма гнушаюсь их суеверием, желаю же видеть жертвенник Твой, Господи, внимать ушами моими Твоим песнопениям и научать неведующих величию чудес Твоих. А сказанное: «умыю в неповинных руце мои», подобно тому, что сделано Пилатом, который, не восхотев стать сообщником в иудейском убийстве, умыл руки, и самым делом показал удаление свое от совершаемаго Иудеями. Посему, говорит Пророк, как неповинный и неимеющий никакого с ними общения, смело умыю и руки.

  • 7.

    Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник твой, Господи,

    См. Толкование на (Пс 25:6)

  • 8.

    Ст. 8-10 «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея». «Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей живот мой». «Их же в руку беззакония, десница их исполнися» даров. Вместо слова: «благолепие» Симмах употребил: чертог; а вместо слов: «мужи кровей», мужи убийцы. Как можно скорее, Владыка, говорит Пророк, избавь от пребывания с ними меня, возлюбившаго дом Твой, источающий лучи благодати Твоей, чтобы не погибнуть мне вместе с людьми злочестивыми, любителями даров, убийцами, жертвующими правдою. И сим Пророк опять дал разуметь, что говорит об иноплеменниках; а домом Божиим наименовал скинию, потому что божественный храм не был еще построен. Почему и присовокупил: «место селения славы Твоея».

  • 9.

    Да не погубиши с нечестивыми душу мою и с мужи кровей живот мой,

    См. Толкование на (Пс 25:8)

  • 10.

    ихже в руку беззакония, десница их исполнися мзды.

    См. Толкование на (Пс 25:8)

  • 11.

    Ст. 11-12 «Аз же незлобою моею ходих: избави мя Господи и помилуй мя». «Нога моя ста на правоте». Но пока и с ними живу, вожусь я простотою веры, и доныне удалялся от всякаго порока, и утвердив ноги свои на правоте благочестия, стоял безопасно и твердо. Умоляю же о том, чтобы до конца сохранить мне сию твердость; а сие будет, если избавлюсь от сожительства с ними.

    «В церквах благословлю Тя Господи». Отсюда всего яснее дознаем, что псалом изречен о самом Давиде; потому что Пророк, пророческими очами предвидя изменение вселенной, дает обещание чрез написание псалмов во всех церквах по вселенной песнословить и благословлять Бога. И сие пророчество исполнилось; потому что по всей земле и на море великий Давид устами благочестивых песнословит благодетеля Бога.

  • 12.

    Нога моя ста на правоте: в церквах благословлю тя, Господи.

    См. Толкование на (Пс 25:11)