Глава 19

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51
  • 1.

    «В конец, псалом Давиду». Некогда Сеннахирим, вторгнувшись с войском в Иудею, под предводительством Рапсака отправил многочисленное воинство обложить Иерусалим, и прислал к Езекии письмо, исполненное всякой хулы и злочестия. Блаженный Езекия, муж украшенный всяким благочестием, получив сие письмо, и взяв себе в защитника Пророка Исаию, пришел в божественный храм, и раскрыв письмо, представил оное Богу, объявляя злочестие врагов, и умоляя Бога за присланную хулу показать Ассириянам собственную силу Свою. Сие-то предрекает за много родов блаженный Давид, просвещаемый Всесвятым Духом, и изрекает настоящий псалом, представляя, как народ молится вместе с царем, и умоляет, чтобы прошение его было принято Богом.

  • 2.

    Ст. 2-3 «Услышит тя Господь в день печали: защитит тя имя Бога Иаковля». «Послет ти помощь от святаго, и от Сиона заступит тя». Поелику в божественный храм пришел чудный Езекия, держа в руках хульное письмо; то просит, чтобы принято было прошение его, и нашел он там для себя помощь. Святым Пророк назвал здесь храм.

  • 3.

    Послет ти помощь от святаго, и от Сиона заступит тя.

    См. Толкование на (Пс 19:2)

  • 4.

    «Помянет Господь всяку жертву твою, и всесожжение твое тучно буди». Поелику Езекия и во время мира прилагал попечение о богослужении; то весьма кстати упоминает сие о нем, умоляя Бога всяческих воззреть на благочестие царя, воспомнить о многих всякаго рода жертвах, и снова даровать мир, чтобы многочисленнейшими жертвоприношениями мог он умилостивлять Бога. Ибо слова: «всесожжение твое тучно буди», Симмах перевел так: и приношение твое соделает большим, то есть, даровав тебе безопасность в мире, подаст возможность умилостивлять Его многочисленнейшими жертвами.

  • 5.

    «Даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит»; то есть, просим правдиваго Судию о воздаянии, приличном чистоте души твоей.

  • 6.

    «Возрадуемся спасении твоем, и во имя Господа Бога нашего возвеличимся. Исполнит Господь вся прошения» сердца твоего. Ибо, когда получишь ты просимое, и мы будем участвовать в веселии, соделавшись славны и знамениты силою Божиею.

  • 7.

    «Ныне познах, яко спасе Господь Христа Своего: услышит его с небесе святаго Своего», то есть, из самых событий дознали мы, что царь наш возложив упование на Бога, улучит спасение, и принося моления в долнем храме, приемлет помощь свыше. Поелику Пророк сказал, что молится он долу; то показывает, что помощь посылается свыше.

    «В силах спасение десницы Его;» потому что всего могущественнее для спасения сила десницы Его, которую простирает притекающим к Нему. Слово же; «десница» Пророк и здесь опять употребил человекообразно, именуя так Божественную действенность.

  • 8.

    Ст. 8-9 «Сии на колесницах, и сии на конех: мы же во имя Господа Бога нашего призовем». «Тии спяти быша и падоша: мы же востахом и исправихомся». Они, говорит Пророк, надеясь на коней и на колесницы, никакой не получили оттого пользы, но, встретив невидимую себе преграду, пали; а мы, призвав в споборничество Бога, видимым образом улучили спасение, и, когда враги от страха пали, оказались как бы превзошедшими силою неприязненных нам.

  • 9.

    Тии спяти быша и падоша: мы же востахом и исправихомся.

    См. Толкование на (Пс 19:8)

  • 10.

    «Господи спаси царя, и услыши ны, в оньже аще день призовем Тя». Воспользовавшись таковым вспоможением, просим Тебя, Владыка, о том, чтобы и нам самим и царю нашему всегда пользоваться оным.