Глава 22

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51
  • 1.

    В конец, «псалом Давиду». «Господь пасетъ мя, и ничтоже мя лишитъ». И в сем псалм заключается таже мысль, какая и в псалмах пред сим изъясненных. Ибо Пророк сказав в предыдущем псалме: «ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его» ((Пс 21:27)); еще: «ядоша и поклонишася вси тучнии земли» ((Пс 21:30)), указует здесь Подателя таковой снеди, и Питателя сего называет пастырем. Так именовал Себя и Владыка Христос: «Аз есмь пастырь добрый: и знаю Моя, и знают Мя моя» ((Ин 10:14)). Так называл Себя и чрез Пророка Иезекииля ((Иез 34:13) и сл.). Посему и здесь все вкусившие спасительной снеди взывают: «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит», потому что Пастырь сей пасомым своим дарует всякое наслаждение благами.

  • 2.

    «На месте злачне, тамо всели мя». Поелику Подателя благ наименовал пастырем; то кстати, в переносном также смысле, упомянул о пище овец. Злаком же называет здесь священное учение божественных словес; потому что сей Пастырь сперва питает словом, а потом предлагает таинственную снедь.

    «На воде покойне воспита мя». Дает разуметь воду пакибытия, в которой крещаясь, возжелавший благодати совлекается греховной ветхости, и из ветхаго делается новым.

  • 3.

    «Душу мою обрати, настави мя на стези правды». Сообщил мне, говорит Пророк, блага сии, прежде всего освободив от заблуждения и приуготовив к тому, чтобы ходить мне путем правым.

    «Ради имене Своего». Все же это – дары Его щедроты, потому что пользуемся сим не по добродетели своей. Поэтому, имея такого Помощника и Поборника не убоюсь даже самых врат смерти, но с пренебрежением встречу всякую смерть. Ибо сие присовокупил Пророк:

  • 4.

    «Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси». Присоединяет же к сему и другое:

    «Жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста». Ибо жезлом подкрепляет мою немощь, а палицею руководит на правый путь. Посему не погрешает, кто именует так спасительный крест; потому что печатию и воспоминанием онаго освобождаемся от враждебных демонов, и руководимся на истинную стезю.

  • 5.

    «Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя яко державна». Сие явственно для сподобившихся тайноводства, и не требует никакого изъяснения. Ибо знают они, и духовный елей, которым умастили главу, и укрепляющее, а не разслабляющее, упоение, и таинственную снедь, какую предлагает нам сверх пастырства своего соделавшийся и Женихом. Сими благами, говорит Пророк, преисполнил Ты меня, между тем как неприязненные мне печалятся и безпокоются о том, что с бывшим прежде у них в рабстве произошла такая перемена.

  • 6.

    «И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего, и еже вселитимися в дом Господень в долготу дний». Снабдителем же сих благ – Твое неизреченное человеколюбие, которое не дожидалось нашего прошения, но как некиих беглецев преследовало и постигло, дарует же нам спасение, и в божественных обителях место для пребывания, и в настоящей и в будущей жизни. Ибо сие выразил Пророк, сказав: «в долготу дний», то есть, всегда и непрестанно, а это приличествует оным векам, неимеющим конца.