Глава 46

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71
  • 1.

    «В конец о сынех Кореовых». И этот псалом предсказывает спасение всех народов, и предвозвещает победу над врагами.

  • 2.

    Ст. 2-3 «Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования». «Яко Господь вышний страшен: Царь велий по всей земли». Так предвозвестило пророческое слово, и вместе показывает, что лик Апостолов все народы приглашает к песнопению. Победе же прилично рукоплескание, и воскликновение есть глас побеждающих. Посему мысль, заключающаяся в сем псалме, состоит в связи с мыслию псалма предыдущаго. Тот псалом предвещал обещанную после бури и мятежей победу; а сей одержавшим победу повелевает возглашать песнь Подателю победы; потому что оказался Он для всех вас, говорит псалом, вышним, страшным Царем. И древле было ведомо сие одним Иудеям; а в настоящее время соделано известным для всего человеческаго рода.

  • 3.

    яко Господь вышний страшен, Царь велий по всей земли:

    См. Толкование на (Пс 46:2)

  • 4.

    Ст. 4-5 «Покори люди нам, и языки под ноги наша»: «Избра нам достояние Свое, доброту Иаковлю, юже возлюби». Вместо: «люди», Симмах сказал: «царей»; а слова: «доброту Иаковлю», Акила перевел: «величание Иакова». Посему лик Апостолов говорит, что справедливо будет, рукоплеща и ликуя возгласить победную песнь Богу всяческих, покорившему нам царей, и давшему начальство над всеми народами, а сверх этого вручившему нам доброту и превосходство Иакова. Ибо не всех Иудеев, называемых Иаковом, но доброту Иаковлю, превосходство и преимущество Иакова, тех, которые украшены верою, несомненно прияли проповедь и взяли на себя благое иго Спасителево, – их одних избрал и возлюбил, и им вверил кормило апостольства. И собственными своими очами можно видеть истинность сего пророчества. Можно видеть, как уверовавшие из всех народов припадают к апостольским ракам, и с великою любовию чествуют малую часть праха; а потому вместе и быть зрителем сего и воспевать: «покори люди нам и языки под ноги наша».

  • 5.

    избра нам достояния свое, доброту иаковлю, юже возлюби.

    См. Толкование на (Пс 46:4)

  • 6.

    «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Все же сие совершивший Владыка, говорит Пророк, вочеловечился и сокрушил владычество мучителя, а потом возшел на небо, в предшествии небесных сил и ликов ангельских, которые, и дольним взывали: «сей Иисус вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, им же образом видесте Его идуща на небо» ((Деян 1:11)), и горним повелевали: «возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы» ((Пс 23:7)). Таковыя возглашения, как пронесшияся по всей земле, Пророк назвал воскликновением и гласом трубным.

  • 7.

    Ст. 7-9 «Пойте Богу нашему, пойте: пойте Цареви нашему, пойте». «Яко Царь всея земли Бог, пойте разумно». «Воцарися Бог над языки: Бог седит на престоле святем Своем». Так Всецаря всяческих чествуйте песнопениями и духовными ликованиями. Ибо всем людям явил Он царство Свое, уверил все народы, что Он Бог и Господь, седяший на царском престоле. Сказанное: «Бог седит на престоле святем Своем», согласно с апостольским изречением: «седе одесную престола величествия на высоких, толико лучший быв Ангелов, елика преславнее паче их наследствова имя» ((Евр 1:3)). Прекрасно же сказал Пророк: «пойте разумно», научая не языком только произносить песнопения, но и ум возбуждать к уразумению произносимаго.

  • 8.

    яко Царь всея земли Бог, пойте разумно.

    См. Толкование на (Пс 46:7)

  • 9.

    Воцарися Бог над языки: Бог седит на престоле святем своем.

    См. Толкование на (Пс 46:7)

  • 10.

    «Князи людстии собрашася с Богом Авраамлим: яко Божии державнии земли зело вознесошася». Обетования, данныя патриарху Аврааму, говорит Пророк, приведены в исполнение. Обетовал же Аврааму Господь всяческих, что о семени его благословит все народы. Посему народы сии и князи их, оставив богов отеческих, собираются к Богу Авраамову, и Его именуют своим Богом. Служителями же призвания их стали божественные Апостолы, чудотворением утвердившие высоту Богословия. Ибо их семьдесять нарекли державными, Акила – щитами, а Феодотион и Симмах – защитою. Всеми же сими наименованиями означается не только неподчинение их человеческой власти и непобедимость, но и охранение ими других; потому что, став как бы некиими щитами и поборниками уверовавших, не дозволяли расторгаться дружине от приражения бедствий, но, обратив в бегство врагов, повелевают единоверным торжествовать, говоря: «вси языцы восплещите руками: воскликните Богу гласом радования. Яко Господь вышний, страшен: Царь велий по всей земли».