- 1.
«Псалом Давиду». Поелику предыдущий псалом предрек спасение живущим во Иерусалиме, и предвозвестил возвращение взятым уже в плен; то в настоящем псалме Пророк кстати предлагает увещание и представляет образ жизни, какую должны вести благопокорные Богу и сподобившиеся такой от Него помощи; располагает же речь свою в виде вопроса и ответа.
«Господи, кто обитает в жилищи Твоем? и кто вселится во святую гору Твою?» Кто достоин, Владыка, всегда быть при храме Твоем? Каким надлежит ему быть? и в каких занятиях проводить время? Ибо жилищем Божиим Пророк называет храм, а святою горою – Иерусалим; и предложив этот вопрос, получает он ответ:
- 2.
Ст. 2-3 «Ходяй непорочен, и делаяй правду»; то есть, таковому должно быть далеким от порока и свободным от всякой укоризны и прилежно упражняться во всякой добродетели; потому что правдою Пророк именует здесь совершенную добродетель, и изсчисляет ея виды:
«Глаголяй истину в сердце своем». «Иже не ульсти языком своим, и не сотвори искреннему своему зла». Надобно, чтобы у него, не только язык, но и самый ум, свободны были от лжи, совершенно далеки от льсти и двоедушия, так чтобы от сего не могло быть никакого вреда ближнему. Соблюдая же строгую последовательнось, Пророк упомянул сперва о сердце, потом об языке, и за тем уже о самом действии; потому что делу предшествует слово, а слову мысль.
«И поношения не прият на ближния своя». Если иные и впадут в какое-либо бедстие, должно не посмеваться и ругаться над ними, но паче принимать участие в их печали, по апостольскому закону, которым повелевается «плакати с плачущими» ((Рим 12:15)).
- 3.
иже не ульсти языком своим и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя:
См. Толкование на (Пс 14:2)
- 4.
Ст. 4-5 «Уничижен есть пред ним всяк лукавнуяй». Если же кто избрал беззаконую жизнь, да почитает его самым жалким, хотя бы он и во всем успевал, наслаждаясь высочайшим благоденствием. А поелику Пророк запретил порицать, то весьма кстати, показывая различие между людьми добрыми и худыми, присовокупил и сие:
«Боящияжеся Господа, славит». Справедливо же чествовать и удостоивать всякаго уважения и почести всех тех, которые сами уважают божественное.
«Кленыйся искреннему своему и не отметаяся:». «Сребра своего не даде в лихву, и мзды на неповинных не прият». Клятвы да подтверждает самая действительность, и богатства да не оскверняет лихоимство; один же из видов его есть взимание роста. Кто судит, тот да будет немздоимен, и да произносит приговор не купленный дарами; потому что приятие даров искажает справедливость.
«Творяй сие, не подвижится во век». А наградою за сию добродетель то, что человек постоянно пользуется Божественною помощию, живет в изобилии многих благ и ожидает жизни вечной. Сие идет и к нам не менее, как и к древним; потому что, сверх древняго законоположения, прияли мы новое, и сподобились большей благодати.
- 5.
сребра своего не даде в лихву и мзды на неповинных не прият. Творяй сия не подвижится во век.
См. Толкование на (Пс 14:5)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 14