- 1.
Ст. 1-2 «В конец, разума Давиду», «внегда приити Доику Идумейску, и возвестити Саулу, и рещи ему: прииде Давид в дом Авимелехов». И отсюда видно, что у Авимелеха было два имени. Ибо Доик, как показывает первая книга Царств, донес Саулу на Ахимелеха и тем побудил избить священников. А здесь и в тридцать третьем псалме его же Пророк называет Авимелехом. Божественный Давид, узнав о клевете на иереев, написал псалом сей, поощряя обидимых к терпению и твердости, и показывая правдивость Божия суда. Посему-то и надписал псалом: «в конец, разума», чтобы, водясь благоразумием, во всяком деле ожидали мы конца. Заключает же в себе псалом вместе и предсказание о неистовстве Рапсака, который, происходя от Евреев, а потом сделавшись пленником Ассириян, научился их нечестию, произнес хульныя слова на Бога, и покушался обманчивыми речами ввести в заблуждение народ иудейский.
- 2.
внегда приити доику Идумейску, и возвестити Cаулу, и рещи ему: прииде Давид в дом Авимелехов.
См. Толкование на (Пс 51:1)
- 3.
«Что хвалишися во злобе сильне? беззаконие весь день». Пророк называет сильным Доика, как приближеннаго к Саулу, а Рапсака, как человека, которому вверено было военачальство. Предлагает же речь в виде вопроса, советуя не много думать о себе в злобе своей, и не тратить все время на лукавство. Ибо слова: «весь день» Симмах перевел: всякий день.
- 4.
«Неправду умысли язык твой: яко бритву изощрену сотворил еси лесть». Лживыми словами, говорит Пророк, оскверняешь язык (ибо употребил слово: «умысли» вместо: выговорил), и произносишь речи, подобныя изощренной бритве, устрояя пагубу тем, которые верят им.
- 5.
«Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду, неже глаголати правду». Вместо лучшаго, говорит Пророк, избрал ты худшее, речам истинным предпочел лживыя; паче правды возлюбил неправду.
- 6.
«Возлюбил еси вся глаголы потопныя, язык льстив». Глаголами потопными и языком льстивым назвал такой язык, который ложью может погубить совершенно; образ же речи взят с тех, которые погружают в воду и погружаемых ими принуждают оставаться во глубине вод. Так и поступил Доик; потому что лживыми своими словами на Авимелеха совершенно погубил целый священнический город. Тоже покушался сделать и Рапсак, но не возмог; потому что произносил ложныя обещания стоявшим на стенах, но не уловил добычи.
- 7.
«Сего ради Бог разрушит тя до конца: восторгнет тя, и преселит тя от селения твоего, и корень твой от земли живых». Предпочтительно избрав лукавство, говорит Пророк, не избежишь ты определения, произнесеннаго Богом всяческих; ибо вскоре низложит тебя, предаст конечной гибели, исключит из списка живых, и с корнем исторгнув, осудит на смерть. А из сего произойдет весьма великая польза для тех, которые были возмущены благоуспешностию людей лукавых, и увидят их погибель. И Пророк говорит:
- 8.
Ст. 8-9 «Узрят праведнии, и убоятся, и о нем возсмеются, и рекут»: «Се человек, иже не положи Бога помощника себе, но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею». Сонм праведных, говорит Пророк, исполнится особеннаго благоговения, увидев праведный суд Божий, в радости и восхищении посмеется безуспешности лукавства и такому прибытку настоящаго благоденствия.
- 9.
се, человек, иже не положи Бога помощника себе, но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею.
См. Толкование на (Пс 51:8)
- 10.
«Аз же яко маслина плодовита в дому Божии: уповах на милость Божию во век, и в век века». И о себе говорит сие великий Давид, и дает сим урок Езекии: ибо оба они были любители и питомцы благочестия. Пророк же и в первом псалме подвижника добродетели уподоблял древу, насажденному на берегу при водах, всегда зеленеющему и приносящему благовременный плод; и здесь также наименовал праведника многоплодною маслиною, насажденною в дому Божием, как приобретшаго твердое упование на Бога, и ради сего упования решившагося трудиться и приносить многотрудные плоды добродетели.
- 11.
«Исповемся Тебе в век, яко сотворил еси: и терплю имя Твое, яко благо пред преподобными Твоими». Сподобившись же сего благодеяния, всегда буду песнословить Тебя, Владыка, любя всегда достолюбезное ведущим Тебя имя сие, и пребывая к нему приверженным, и пожиная от сего пользу: потому что благо и превожделенно имя Божие не для всех человеков, но для сподобившагося Боговедения.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 51