- 1.
«В конец о осмей, псалом Давиду». Пророк жалуется на поступающих двоедушно, которые обещают дружбу, и выдают его врагу Саулу, извещают Саула, где живет он. Надписание же имеет псалом: «о осмей», как упоминающий о праведном суде Божием, каковый праведный Судия произведет, как предварительно говорили мы, после седмицы времен. Поэтому псалом надписывается и «в конец»; так как предречение исполнится на последок времен.
- 2.
«Спаси мя Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих». Умоляю о том, чтобы от Тебя, Владыка, получить спасение; потому что все, так сказать, болезнуют неверностию друг другу, и оттого истина в опасности угаснуть. Потом Пророк яснее изображает, на что отваживаются люди:
- 3.
«Суетная глагола кийждо ко искреннему своему». Лицемерно показывают дружбу, а делают, что свойственно врагам.
«Устне льстивыя в сердце: и в сердце глаголаша злая». С хитростию ведут беседу друг с другом, и один, приводя в движение уста, сердцу ближняго передает ложь, а подобно и другий также воздает ему подобным. За сим Пророк наконец угрожает им наказанием.
- 4.
«Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый». Какого же рода это велеречие?
- 5.
«Рекшия: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь?» Не терпят того, говорит Пророк, чтобы слова соглашать с сущностию дела, не хотят обращать внимание на божественные законы. Но имея необузданныя уста, небоязненно говорят, что хотят, пренебрегая Божие долготерпение, и не думая, что подчинены Божию владычеству. Таков был Фараон. Потому и сказал: «не вем Господа» ((Исх 5:2)). Таков был и Рапсак, осмелившийся сказать: да не обольщает тебя Бог твой, на Котораго ты уповаешь, что избавит Иерусалим от руки моей ((4Цар 19:35)). Таков Навуходоносор, устрашавший мужественных юношей и без трепета сказавший: «кто есть Бог, иже измет вы, из руки моея» (Дан.3:15)? И как сии понесли наказание за свои дерзости; так и те, о которых говорит пророческое слово, потерпят достойныя наказания. И Пророк, возвещая сие, присовокупил:
- 6.
«Страсти ради нищих и воздыхания убогих, ныне воскресну, глаголет Господь: положуся во спасение, не обинюся о нем». Не оставлю в небрежении плачущих и воздыхающих по причине беззакония, на какое отважились против них; но, как некий сон сложив с Себя долготерпение, видимым и блистательным образом соделаю их спасение. Ибо так перевел Симмах: устрою явное спасение. И Пророк, научая, что действительно исполнится сказанное, прибавил:
- 7.
«Словеса Господня, словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею». Слово: «седмерицею» Пророк употребил вместо: многократно. Ибо сие обычно божественному Писанию.
- 8.
«Ты, Господи, сохраниши ны, и соблюдеши ны от рода сего и во век». Ибо, хранимые Твоею благодатию, не только избегнем сетей настоящаго рода, но сподобимся и вечнаго спасения.
- 9.
«Окрест нечестивии ходят: по высоте Твоей умножил еси сыны человеческия»
Посему живущие злочестиво, оставив божественный путь, блуждают туда и сюда, покушаясь окружить, и как бы в осаде держать, благонравных. Но Ты, являясь с высоты естества, удостоиваешь Твоей попечительности боримых ими, и ныне ободряя в скорбях, и обещая вскоре даровать им совершенное спасение.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 11