Глава 43

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68
  • 1.

    «В конец, сынов Кореовых, в разум». И сей псалом, содержа предречение о делах будущих, дает совет ожидать конца их. К надписанию же присовокуплено: «в разум», чтобы те, о которых предвещает пророческое слово, уразумев написанное, извлекли из сего пользу. А псалом предсказывает жестокость Македонян, злочестивый и зверский нрав Антиоха Епифана, а также мужество и благочестие Маккавеев. Ибо блаженный и треблаженный Маттафиа, исполнившись с сыновьями божественной ревности, и многия тьмы Македонян со множеством слонов признав безсильными, как не пользующихся Божественным промышлением, ополчившись против них с малым числом воинов, победил и притом неоднократно, и разорив идольские жертвенники, очистил Божественный храм и возстановил у соплеменников обычное их богослужение. И не только сам он, но и сыновья его, по кончине его, принесши молитву Богу, обратили в бегство неприятелей, и при Божией помощи воздвигли победныя знамения. От их-то лица пророчественная благодать изрекла псалом сей, предварительно научая, какия слова надлежит произносить им во время опасностей.

  • 2.

    «Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наша возвестиша нам дело, еже соделал еси во днех их, во днех древних». Хотя и не были мы самовидцами чудес Твоих, Владыка; однако же от отцев наших дознали, сколько чудес сотворил Ты в те времена, исполняя обетования, данныя нашим предкам.

  • 3.

    Ст. 3-4 «Рука Твоя языки потреби, и насадил я еси: озлобил еси люди, и изгнал еси я». «Не бо мечем своим наследиша землю, и мышца их не спасе их: но десница Твоя и мышца Твоя, и просвещение лица Твоего, яко благоволил еси в них». Ты, Владыка, говорит Пророк, вместе с другими народами изгнал отсюда Хананеев, и вместо их поселил отцев наших. Ибо, не на свою понадеявшись силу и не своим действуя оружием, стали они победителями столь многих врагов, но, водимые Твоею благодатию, одних избили, а других поработили; потому что Ты сподобил их стать присными Твоими. Сие и выразил Пророк словами: «благоволил еси в них». Десницею же называет помощь, а просвещением лица – пришествие Господне.

  • 4.

    Не бо мечем своим наследиша землю, и мышца их не спасе их, но десница твоя и мышца твоя и просвещение лица твоего, яко благоволил еси в них.

    См. Толкование на (Пс 43:3)

  • 5.

    «Ты еси сам Царь мой, и Бог мой, заповедаяй спасения Иаковля». Таков же Ты и ныне, Владыка, говорит Пророк, так же царствуешь, так же могуществен, такую же имеешь силу. Естество Твое не допускает никакого изменения. Тебе и слова достаточно для нашего спасения; нужно только мановение Твое, и народ будет спасен. Так перевел и Симмах: «заповедуй спасение Иакова».

  • 6.

    О «Тебе враги наша избодем роги, и о имени Твоем уничижим востающия на ны». Животныя рогатыя вместо оружия получили от природы рог; а для нас рогом спасения и победоносным оружием – имя Твое; им преодолеем врагов.

  • 7.

    Ст. 7-8 «Не на лук бо мой уповаю, и мечь мой не спасет мене»: «Спасл бо еси нас от стужающих нам, и ненавидящих нас посрамил еси». Ибо не на луки и не на другия оружия возлагаю надежду; потому что на опыте изведал Твое могущество, Тобою одолев уже противников.

  • 8.

    спасл бо еси нас от стужающих нам, и ненавидящих нас посрамил еси.

    См. Толкование на (Пс 43:7)

  • 9.

    О «Бозе похвалимся весь день, и о имени Твоем исповемся во век». Но всегда молимся о том, чтобы пользоваться Твоею помощию и непрестанно возвещать множество Твоих благодеяний. Пророк сказал: «весь день» вместо: всегда. Так перевел и Симмах – вместо: «весь день» сказал: «всякий день».

  • 10.

    «Ныне же отринул еси, и посрамил еси нас, и не изыдеши Боже в силах наших». Сие совершено было Тобою во времена древния; а в настоящее время оказываемся лишенными Твоего о нас промышления, и живем в стыде, уже не водительствуемые Твоею благодатию. Сказано же: «не изыдеши в силах наших» – в том смысле, что не будешь вождем нашим, и не даруешь нам, как было обычно Тебе, того, чтобы одолеть нам врагов.

  • 11.

    «Возвратил еси нас вспять при вразех наших, и ненавидящии нас расхищаху себе». Не пользуясь Твоим о нас промышлением, обратили мы хребет, и предаемся бегству; а враги опустошают наше достояние.

  • 12.

    «Дал еси нас яко овцы снеди, и во языцех разсеял ны еси». Подобно как овец, неимеющих пастыря, поядают нас враги Твои; а избегших смерти продают туда и сюда, где и принуждены мы рабствовать.

  • 13.

    «Отдал еси люди Твоя без цены, и не бе множество в восклицаниих наших». Симмах перевел сие так: отдал Ты народ Свой за ничто, и не великую назначил им цену. Подобно сему говорит Бог и чрез Пророка Исаию: «кая книга отпущения? Или коему заимодавцу продах вы? Се беззакониями вашими продастеся, и грехов ради ваших отпустих матерь вашу» ((Ис 50:1)). И еще «туне продани бысте, и не сребром избавитеся» ((Ис 52:3)). И божественный Апостол говорит: «вемы бо, яко закон духовен есть: аз же плотян есмь, продан под грех» ((Рим 7:14)). Посему и здесь чудные мужи сии говорят: никакой не взяв цены со врагов, отдал Ты нас, предал же нас за грехи.

  • 14.

    «Положил еси нас поношение соседом нашим, подражнение и поругание сущим окрест нас». Соседами, живущими окрест, Пророк называет Филистимлян, Идумеев, Моавитян, Аммонитян и другие сопредельные народы, от которых Иудеи терпели нападения, и для которых служили они предметом, посмеяния.

  • 15.

    «Положил еси нас в притчу во языцех, покиванию главы в людех». И разсказывая и слыша о великих бедствиях, обыкновенно киваем мы головою, невольно делая это от изумления. Имеем также обыкновение одни страдания сравнивать с другими и говорить: такой-то потерпел подобное тому, чтó было с таким-то. И здесь сетуют Иудеи на это, говоря: стали мы притчею для людей; смотря на нас кивают головами; одним это приятно, другие дивятся чрезмерности постигших нас бедствий.

  • 16.

    Ст. 16-17 «Весь день срам мой предо мною есть, и студ лица моего покры мя». «От гласа поношающаго и оклеветающаго, от лица вражия и изгонящаго». А я, смотря на враждующих, смеющихся и издевающихся, исполняюсь стыдом, и весь день болезную. Потом избегшие Антиоховых сетей и спасшиеся от мрежей нечестия указывают на собственную свою добродетель.

  • 17.

    от гласа поношающаго и оклеветающаго, от лица вражия и изгонящаго.

    См. Толкование на (Пс 43:16)

  • 18.

    Ст. 18-20 «Сия вся приидоша на ны, и не забыхом Тебе, и не неправдовахом в завете Твоем». «И не отступи вспять сердце наше». Погруженные во столько бедствий, не забыли мы Твоих заповедей, не осмелились нарушить закона Твоего, и не отступили от прежних правил жизни.

    «И уклонил еси стези наша от пути Твоего». «Яко смирил еси нас на месте озлобления, и прикры ны сень смертная». Слова: «уклонил еси стези наша от пути Твоего», Симмах перевел так «не отклонено направлявшее нас от пути Твоего». Чтобы объяснить мысль заключающуюся в сих словах по переводу семидесяти, примем такое разумение: ввергнул Ты нас во многия всякаго рода скорби, которых достаточно было, чтобы совратить нас с пути Твоего; предал же нас в рабство людям злочестивым, которые обходятся с нами жестоко и налагают на нас смертоносныя наказания. Ибо смертною сению Пророк назвал опасности, доводящия до смерти.

  • 19.

    и не отступи вспять сердце наше: и уклонил еси стези нашя от пути твоего,

    См. Толкование на (Пс 43:18)

  • 20.

    яко смирил еси нас на месте озлобления, и прикры ны сень смертная.

    См. Толкование на (Пс 43:18)

  • 21.

    Ст. 21-23 «Аще забыхом имя Бога нашего, и аще воздехом руки наша к Богу чуждему»: «Не Бог ли взыщет сих? Той бо весть тайная сердца». «Зане Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения». Добродетель сию показали в себе Маккавеи, Маттафий и семь юношей с матерью и священником Елеазаром. Не обольстились они ласковыми словами, не поколебались при виде казней, но неприкосновенным соблюли чествование истиннаго Бога, и служением идолам возгнушались как мерзостию. И сие ведаешь Ты, Владыка, говорит Пророк, потому что явны для Тебя не дела только, но и движения мысли. Надлежит же заметить, что в слове сем подразумеваются два лица. Сказав: «не Бог ли взыщет сих? Той бо весть тайная сердца», – Пророк присовокупил: «зане Тебе ради умерщвляемся весь день». Сия перемена в местоимении имеется и в еврейском, ее удержали и прочие переводчики.

  • 22.

    не Бог ли взыщет сих? той бо весть тайная сердца.

    См. Толкование на (Пс 43:21)

  • 23.

    Зане тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения.

    См. Толкование на (Пс 43:21)

  • 24.

    «Востани, вскую спиши Господи? Воскресни, и не отрини до конца». Сном называет Пророк долготерпение. Как спящий не чувствует того, что делается, так долготерпеливый переносит, когда над ним смеются и ругаются. Воскресением же именует возбуждение себя к отмщению. Потом сие же самое выражает иначе.

  • 25.

    «Всую лице Твое отвращаеши? Забываеши нищету нашу и скорбь нашу?» Не обращаешь Ты, Владыка, и внимания на то, что с нами делается, и уподобляешься отвратившемуся, который не смотрит, забыл, и потому не заботится; а мы обнищали не обогащаемые Твоею помощию.

  • 26.

    «Яко смирися в персть душа наша, прильпе земли утроба наша». До самой земли согбены мы, так что утроба наша касается почти земли. А сим Пророк означает великое уничижение Иудеев и могущество врагов.

  • 27.

    «Воскресни Господи, помози нам, и избави нас имене ради Твоего». Посему умоляем Тебя, Владыка, прийдти, положить конец нашим бедствиям и соделать нас победителями неприязненных. Все же сие предрекла благодать Духа, научая тех, которых постигнут сии бедствия, мужественно переносить встречающееся, и избавления от сего просить у Бога всяческих. Так и поступили оные чудные мужи. Ибо сими молитвенными словами умилостивили Бога, и Им водительствуемые, обратили в бегство врагов, а соплеменникам своим приобрели прежнюю свободу.