- 1.
«В конец, отроку Господню Давиду, яже глагола Господеви словеса песни сея, в день в онь же избави его Господь от руки всех враг его, и из руки Саула и рече». Надписание ясно и не требует истолкования. И в дееписании царей излагается смысл псалма сего. Достойно же удивления любомудрие Пророка. Ибо, столько козней претерпев от Саула, не причислил его ко врагам, но отделив от враждующих, упомянул не как о неприязненном. Прилагается же в надписании: «в конец», потому что псалом заключает в себе и пророчество о призвании язычников и об отчуждении Иудеев, что произошло на последок отдаленных времен.
- 2.
Ст. 2-3 «Возлюблю Тя Господи крепосте моя:» «Господь утверждение мое, и прибежище мое, и избавитель мой, Бог мой, помощник мой, и уповаю на Него: защититель мой, и рог спасения моего, и заступник мой». За благодеяние Пророк воздает любовию; потому что ее одну и может принести в дар Богу облагодатствованный им. Любовь и Бог узаконил в начале законоположения. Ибо сказано: «возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всея души твоея и от всея силы твоея» ((1Кор 13:7)). Блаженный же Давид дает обещание любить Бога, не как уже исполнивший сие совершенно, но как недопускающий и возможности насытиться сею любовию. Потом переименовывает божественныя благодеяния, и из списка полученных им благ делает список имен Божиих, и называет Бога «крепостию», как приявший крепость; «утверждением», как соделавшийся твердым против врагов; «прибежищем», как имевший Бога стеною и твердою оградою; «избавлением», как избавленный Богом от неприязненных; «помощником», как сподобившийся от Него помощи; «защитителем», как имевший Его при времени споборником; «рогом спасения» и «заступником», как спасенный Его промышлением. Употребил же выражение: «рог спасения» в переносном смысле, заимствовав оное от животных, которые рогами отражают неприятелей.
- 3.
Господь утверждение мое, и прибежище мое, и избавитель мой, Бог мой, помощник мой, и уповаю на него: защититель мой, и рог спасения моего, и заступник мой.
См. Толкование на (Пс 17:2)
- 4.
«Хваля призову Господа, и от враг моих спасуся». Из сего научаемся свидетельствовать благодарность за дарованныя нам блага, и снова просить того, в чем имеем нужду. Ибо, так поступая, говорит Пророк, превозмогу неприязненных мне. Потом описывает различныя востания врагов.
- 5.
Ст. 5-6 «Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя». «Болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя». Болезнями смертными и адовыми называет угрожающия смертию опасности. Ибо, как болезни бывают при самом рождении, так великия опасности приближают к смерти. «Потоками же беззакония» наименовал несправедливыя и частыя нападения врагов. Ибо, как поток, принимая в себя оттуда и отсюда стремящиеся стоки вод, разливается внезапно; так Саул и другие враги производили на него набеги. «Сетями» же «смертными» назвал засады, ибо что сеть для безсловесных, то для воюющих засада; и то и другое служит средством нанести вред скрытно.
- 6.
болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя.
См. Толкование на (Пс 17:5)
- 7.
«И внегда скорбети ми призвах Господа, и к Богу моему воззвах: услыша от храма святаго своего глас мой, и вопль мой пред Ним внидет во уши Его». Когда осаждало меня столько бедствий; пренебрегши всякое человеческое пособие, призвал я Божественную помощь, и не обманулся в надежде; потому что Бог немедленно приял мои моления. Разумеет же здесь не храм рукотворенный, который не был еще тогда построен, потому что Соломон соорудил его после сего, но назвал храмом небо.
- 8.
Ст. 8-9 «И подвижеся, и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог». «Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится, углие возгореся от Него». Все это сказал Пророк, не потому что так совершенно и было, но потому что так умопредставляется верою. Бог не только в наказание, но и в устрашение людей не редко совершал это, приводя в ужас и молниями, и громами, и землетрясениями, и огнем. Так восхотев устрашить и Израиля, показал им гору Синай дымящуюся огнем. Поэтому и сей Пророк тем же самым изображал врагам наложенное на них наказание. Научает же и прочих людей не делать подобнаго, чтобы не потерпеть подобных казней.
- 9.
Взыде дым гневом его, и огнь от лица его воспламенится: углие возгореся от него
См. Толкование на (Пс 17:8)
- 10.
Ст. 10-13 «И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама Его». «И взыде на Херувимы: и лете на крылу ветреню». «И положи тму закров Свой, окрест Его селение Его». И здесь опять, изображая пришествие Божие, приводит слушателей в не малый страх. Впрочем мы не постигаем ни низхождения, ни восхождения Божественнаго естества, потому что Божество неописанно, повсюду пребывает, и все обдержит. Научаемся же чрез это разным способам домостроительства, потому что Бог является людям, иногда с благоволением, иногда в велелепии; а в иных случаях, с намерением внушить страх, являет нечто чудное и необычайное. Поэтому слова: «приклони небеса и сниде», будем разуметь так, что явил собственное Свое пришествие. А мраком под ногами означается невидимость пришествия, восхождение же на Херувимов и полет ветров показывают скорость пришествия; словами: «положи тму закров Свой» означается незримость естества, и словами: «окрест Его селение Его» – сущий окрест Его свет: почему и блаженный Павел сказал: «Един имеяй безсмертие, и во свете живый неприступнем» ((1Тим 6:16)).
«Темна вода в облацех воздушных». «От облистания пред Ним облацы проидоша», то есть, как от густоты облаков воздух, сделавшись мрачным, издает блистание молнии; так Бог всяческих, будучи невидим, источает лучи разумнаго света, и карательным огнем наказывает живущих лукаво. Сие дал разуметь Пророк, присовокупив: «град и углие огненное».
- 11.
И взыде на херувимы и лете, лете на крилу ветреню.
См. Толкование на (Пс 17:10)
- 12.
И положи тму закров свой: окрест его селение его: темна вода во облацех воздушных.
См. Толкование на (Пс 17:10)
- 13.
От облистания пред ним облацы проидоша, град и углие огненное.
См. Толкование на (Пс 17:10)
- 14.
«И возгреме с небесе Господь и Вышний даде глас Свой». «Низпосла стрелы, и разгна я: и молнии умножи, и смяте я». Сие неоднократно было и у нас: в недавно бывшия войны северных варваров, сделавших на нас нашествие, истребил Бог градом и огнем, и недавно также ополчившихся с востока Персов и надеявшихся, что без пролития крови заберут города наши, теми же связал путами, воспрепятствовал им идти далее, и одних предал смерти, а других послал вестниками совершившагося.
- 15.
Низпосла стрелы и разгна я, и молнии умножи и смяте я.
См. Толкование на (Пс 17:14)
- 16.
«И явишася источницы воднии, и открышася основания вселенныя, от запрещения Твоего Господи, от дохновения духа гнева Твоего». И это было у нас во многих странах. Ибо земля подвигшись разступилась, на высоких горах открылась неизмеримая глубина, потекли воды в местах безводных. Совершает же сие Правитель всяческих, являя людям Свою карающую силу и научая, как Он, хотя во мгновение может предать конечной гибели, однакоже, водясь человеколюбием, медлит наказанием, и ожидает покаяния.
- 17.
«Низпосла с высоты, и прият мя: восприят мя от вод многих». И показывая, что в переносном смысле называет водами, присовокупил:
- 18.
«Избавит мя от врагов моих сильных, и от ненавидящих мя: яко утвердишася паче мене»; то есть, явственно показал врагам моим Свою попечительность. Сие выразил Пророк сказав: «низпосла с высоты и прият мя», то есть, всех удостоверил, что подал мне помощь с небеси, сподобил же сего промышления, увидев силу врагов. Ибо говорит: «утвердишася паче мене».
- 19.
Ст. 19-20 «Предвариша мя в день озлобления моего». Здесь кажется мне, подразумевает Пророк востание Авессаломово по совершении им греха; потому что озлоблением (что Симмах выражает словом: бедствование) именует душевную немощь, по которой совершен грех.
«И бысть Господь утверждение мое». «И изведе мя на широту». Меня, ниспровергнутаго и низложеннаго, говорит Пророк, подкрепил Бог, и тесноту пременил в широту, вместо ожидаемой смерти даровал жизнь. Тоже говорит он и в другом псалме: «отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя» ((Пс 117:13)).
«Избавит мя, яко восхоте мя». Надеюсь же, что и в будущее время сподобит меня такой же помощи, и одержу верх над неприязненными мне, хотя и будут они иметь самую великую силу.
- 20.
И изведе мя на широту: избавит мя, яко восхоте мя.
См. Толкование на (Пс 17:19)
- 21.
Ст. 21-23 «И воздаст ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею воздаст ми». «Яко сохраних пути Господни, и не нечествовах от Бога моего». «Яко вся судьбы Его предо мною, и оправдания Его не отступиша от мене». Не вопреки справедливости, говорит Пророк, промышляет о мне Бог, напротив того, зная намерение мое, ведая, что паче всего стараюсь сохранять все заповеди Его. Поелику показал, что велика была Божия о нем попечительность; то показывает и справедливость оной, побуждая тем слушателей к добродетели, и научая, что не случайно делаемся предметом сея попечительности, а только приобретя искреннюю приверженность к Богу. Ибо Пророк желал не собственныя исчислить перед всеми заслуги, но объяснить, каким образом можно сподобиться Божественнаго промышления.
- 22.
яко сохраних пути Господни и не нечествовах от Бога моего.
См. Толкование на (Пс 17:21)
- 23.
Яко вся судбы его предо мною, и оправдания его не отступиша от мене.
См. Толкование на (Пс 17:21)
- 24.
Я «буду непорочен с ним». Как же можно преуспевать в этом? «И сохранюся от беззакония моего». Воздерживаясь от того, что было мною сделано худо, в последующее время буду вести себя неукоризненно. Так великий Давид, будучи вынужден упомянуть о собственных своих добрых делах, чтобы показать справедливость Божественнаго о нем промышления, не мог утаить и учиненнаго им беззакония.
- 25.
«И воздаст ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею, пред очима Его». Тогда-то, говорит, когда соделаюсь совершенно неукоризненным, сподоблюсь и совершенных благ; потому что Бог всяческих над всеми надзирает и с добрыми поступками (их наименовал Пророк чистотою рук) и с благочестивым намерением соразмеряет воздаяния. Потом сие же самое излагает Пророк яснее.
- 26.
Ст. 26-27 «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши». «И со избранным избран будеши и со строптивым развратишися». С сердечным расположением людей сообразуешь Ты воздаяния свои, Владыка. Преподобным уделяешь, что достойно их преподобия; неповинным и свободным от греха, что им соответственно и избранным и совершенным, что совершенно, а для совратившихся с праваго пути и идущих путем противоположным, устрояешь, что находят и конец сообразный с сим путем. Как же и каким образом?
- 27.
и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися.
См. Толкование на (Пс 17:26)
- 28.
«Яко ты люди смиренныя спасеши, и очи гордых смириши». Тех, которые водятся скромным образом мыслей, или смиряются по обстоятельствам, удостоиваешь спасения, и делаешь славными. А тех которые подъемлют брови и порабощены кичливостию, принуждаешь склонить взор к земле и размыслить о бедности своего естества.
- 29.
«Яко ты просветиши светильник мой Господи: Боже мой, просветиши тму мою». Поелику тмою не редко называл скорби, то освобождение от скорбей весьма прилично именует светом. Но сие освобождение прииму, говорит Пророк, от Твоего промысла; потому что светильник, приявший в себя истинный свет (так называет он зрак раба) есть «мой», и от моих образуется чресл. Сие сказует и в другом псалме: «тамо возращу рог Давидови, уготовах Светильник помазанному моему» ((Пс 131:17)).
- 30.
«Яко Тобою избавлюся от искушения, и Богом моим прейду стену». Всякаго злоумышления, всяких сетей (сии сети называет искушением и стеною) избегну по Твоей благодати.
- 31.
«Бог мой, непорочен путь Его. Правдиво управляешь всем, а потому и не теряю благодушия».
«Словеса Господня разжжена». А сие дознал я из Твоих нелживых словес; ибо разжженным, как сказали мы уже прежде, называет, что испытано и не имеет в себе подлога.
«Защититель есть всех уповающих на Него». Не я один пользуюсь сею помощию; ею пользуются все имеющие такую же на Него надежду.
- 32.
«Яко кто Бог, разве Господа? и кто Бог, разве Бога нашего?». Ибо нет другаго Бога, так чтобы один Бог подавал просимое одному, а другой другому.
- 33.
«Бог препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой». Его силою укрепившись, и я поспешаю шествовать стезею правою.
- 34.
«Совершаяй нозе мои яко елени, и на высоких поставляяй мя». Как еленям в естестве их дал силу попирать ядовитых животных; так и мне дал силу превзойти и стать выше врагов.
- 35.
«Научаяй руце мои на брань». Ибо, воздевая их на молитву, преодолеваю неприязненных мне.
«И положил еси лук медян мышца моя». Потому устроил, что мышцы мои, подобно медному и несокрушимому луку, мещут стрелы во врагов.
- 36.
«И дал ми еси защищение спасения, и десница Твоя восприят мя: и наказание Твое исправит мя в конец: и наказание Твое то мя научит». Согрешившаго вразумил Ты, падшаго воставил; и показал, какое зло – грех, и сподобил спасения.
- 37.
«Уширил еси стопы моя подо мною, и не изнемогосте плесне мои». В тесноте скорби дал Ты мне простор утешения, и им-то воодушевляемый до ныне продолжаю жизнь. Сказанное: «уширил еси» Симмах выразил: распространил.
- 38.
Ст. 38-40 «Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся дондеже скончаются». «Оскорблю их, и не возмогут стати: падут под ногама моима». Так, укрепившись под Твоим промышлением, надеюсь преодолеть всех неприязненных мне, и не отступать, пока не соделаю их снова покорными себе. Ибо сие выразил, сказав: «падут под ногама моима». «И препоясал мя еси силою на брань: спял еси вся востающия на мя под мя». Мне даровал мужество и силу, а стремлению врагов положил преграды: это было и с Голиафом, и с Саулом. Ибо одного, когда вместо того, чтобы действовать, тратил время на несмысленныя слова, поразил Давид из пращи, а от другаго, когда был связан сном, без труда спасся бегством, а также избежал и от злоумышления Гефеев.
- 39.
И препоясал мя еси силою на брань, спял еси вся востающыя на мя под мя
См. Толкование на (Пс 17:38)
- 40.
И препоясал мя еси силою на брань, спял еси вся востающыя на мя под мя
См. Толкование на (Пс 17:38)
- 41.
«И врагов моих дал ми еси хребет», то есть, обратил их в бегство, потому что бегущему свойственно обращать тыл. «И не навидящии мя потребил еси». Саула, Ахитофела, Авессалома и тысячи других.
- 42.
«Воззваша, и не бе спасаяй: ко Господу, и не услыша их». Иноплеменники, призывая на помощь своих богов, не видели от них промышления о себе; и Саул, и Авессалом, и Семей, и прочие враждовавшие Израильтяне, не имели своим споборником Бога.
- 43.
«И истню я яко прах пред лицем ветра: яко брение путей поглажду я». Совершенно безсильными и ничтожными соделаются они, при содействующей мне благодати Твоей.
- 44.
Ст. 44-46 «Избавиши мя от пререкания людей». Здесь предвозвещает неистовое устремление Иудеев на Спасителя и спасение язычников, и советует не иметь никакого общения в их пререкании.
«Поставиши мя во главу языков». Не знаем, чтобы Давид царствовал над язычниками; посему пророчество исполняется Родившимся от Него по плоти, который Сам именуется Давидом, по слову блаженнаго Иезекииля ((Иез 37:24)), то есть, Владыка Христос воцарился над всеми язычниками, и всегда владычествуя над всеми, как Бог, и по вочеловечении прияв от уверовавших в Него добровольное включение себя в рабы Ему.
«Людие, их же не ведях, работаша Ми:». «В слух уха послушаша мя». Сие предвещает от лица Владыки Христа. Сказует же: не принимавшие никогда ни законодателя, ни Пророка Моего, быв призваны, без труда послушались, и возлюбили Мое владычество. «Сынове чуждии солгаша Ми;».
«Сынове чуждии обетшаша, и охромоша оть стезь своих». Именовавшиеся сынами, и вписанные в число сынов, сами себя соделали чуждыми, став непризнательными к благодеяниям, поколебавшись в вере, и оставив стезю благочестия. Так и чрез Пророка Иеремию говорит Бог: «како превратился еси в горесть, виноград чуждий? Аз же насадих тя виноград плодоносен, весь истинен» ((Иер 2:21)). Одним показывает, что они собственное Его насаждение; а другим обличает их неблагодарность. Слова же: «обетшаша» и «охромоша» Симмах перевел: будут обезчещены и посрамлены. И исполнение свидетельствует об истине предречения; потому что Иудеи исполнены безчестия, для всех представляются мерзкими.
- 45.
в слух уха послушаша мя. Сынове чуждии солгаша ми,
См. Толкование на (Пс 17:44)
- 46.
сынове чуждии обетшаша и охромоша от стезь своих.
См. Толкование на (Пс 17:44)
- 47.
«Жив Господь, и благословен Бог мой: и да вознесется Бог спасения моего». Упомянув о пререкании Иудеев, дает разуметь страдание и по страдании воскресение. И поелику Иудеи имеют обычай распятаго называть мертвым; то сам взывает: «жив Господь, и благословен Бог мой: и да вознесется Бог спасения моего». Не только жив, но возшел паки на небеса, и подает спасение желающим.
- 48.
Ст. 48-49 «Бог даяй отмщение Мне, и покоривый люди под Мя». «Избавитель мой от враг моих гневливых, от востающих на Мя вознесеши Мя: от мужа неправедна избавиши Мя». Посему Ты, Который напоследок совершишь все сие в отдаленныя времена, и меня избавишь от враждующих неправедно на меня, и народ, который подчинил Ты мне, соделаешь благопокорным.
- 49.
избавитель мой от враг моих гневливых: от востающих на мя вознесеши мя, от мужа неправедна избавиши мя.
См. Толкование на (Пс 17:48)
- 50.
«Сего ради исповемся Тебе во языцех Господи: и имени Твоему пою». Во всех церквах целой вселенной буду песнословить Тебя посредством народов, которые в скором последствии времени будут призваны. И исполнение сего пророчества видимо нами; потому что во всех городах и весях, на полях, на горах и на холмах, на суше и на море, в странах населенных и в пустынях, божественный Давид устами благочестивых песнословит Бога.
- 51.
«Величаяй спасения царева, и творяй милость Христу своему Давиду, и семени его до века». Ибо Ты, помазав меня в царя, не только спасаешь, но и делаешь славным. И сего промышления сподобишь не только меня, но и детей моих, и даже до века сохранишь славу сию семени моему. Если разуметь сие по иудейски; то пророчество сие не исполнилось; потому что до пленения род Давидов продолжал царствовать, по возвращении же из плена один Зоровавель, быв народоправителем, не оставил по себе наследников в сем народоправлении. А потому, если пророчество истинно, как и действительно истинно, потому что оно откровение Духа истины; то остается разуметь Семя Давидово, имеющее вечную славу, то есть родившагося от Давида по плоти Владыку Христа, который имеет вечное царство и вечную славу и, как Творец и Бог, имеет превечно, паки же приял, как человек, напоследок дней. Почему и чрез божественнаго Иезекииля изрек Бог всяческих: и дам им Давида царя их ((Иез 34:23)); и еще: «и Давид» Царь «среде их» ((Иез 34:24)). Давидом же наименовал Его, как происшедшаго по плоти от чресл Давидовых. Так и блаженный Исаия взывает: «будет корень Иессеов, и возстаяй владети языки, на того языцы уповати будут» ((Ис 11:10)). Сие дознав, блаженный Матфей так начал написанное им Евангелие: «книга родства Иисуса Христа, сына Давидова» (Мф.1:1).
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 17