Глава 33

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58
  • 1.

    «Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом, и отпусти его, и отыде». Божественый Давид, усмотрев злобу и не доброжелательное намерение Саула, и послушавшись чуднаго советника Ионафана, спасся бегством и прибыл в город Номву. Там, свидевшись с священником Авимелехом, скрыл свое бегство, сказал же, что послан царем по одной важной надобности; потом попросив хлебовь, не нашел иных, кроме отделенных для священников, и взял оные, когда дал иерей, вопреки постановлению закона; потому что таковая пища была уделяема одним священникам. Впрочем сим предызображены таинства благодати, и предварительно отверзлась дверь Божией щедроты; потому что не одним иереям отделяется божественная снедь, но всем желающим предлагается причастие Божественных Даров. В то время великий Давид взял и мечь Голиафов, который, после сего единоборства, принес он в дар Богу, как наилучшую добычу. Авимелехом же назвал Пророк Авиафара, как имевшаго два имени. Итак, поелику Давид, бежав не открыл о сем бегстве иерею, но сказал, что исполняет одну царскую надобность; то говорится, что «измени лице», как поступивший не по обычной ему правде. Некоторые писатели придавали псалму сему иное содержание. Они говорили, что Давид изменил лице, когда пришел к Анхусу; а потом убоявшись злоумышления иноплеменников, притворился неистовым, и сим способом спас себя. Но в речениях псалма нет никакого согласия с сим содержанием; приличествуют же оныя сказанному нами, как, при помощи Божией, и будет теперь сие показано.

  • 2.

    «Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих». И бегством спасаясь, говорит Пророк, и преследуя врагов, и в благополучии, и в злосчастии, песнословлю Владыку моего.

  • 3.

    Ст. 3-4 «О Господе похвалится душа моя». Он соделал уже меня именитым, и еще соделает славным.

    «Да услышат кротции и возвеселятся». «Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе». Не довольствуется тем, чтобы одному слагать песнь, но сообщников в кротости делает сообщниками и в песнопении. Потом показывает причину благодарения.

  • 4.

    Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя его вкупе.

    См. Толкование на (Пс 33:3)

  • 5.

    «Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя». Помолился я Господу, говорит Пророк; и превозмог все бедствия.

  • 6.

    «Приступите к Нему и просветитеся, и лица» ваша не постыдятся». Ибо кто приступает к Нему с верою, тот приемлет на себя лучи умнаго света. Так и у великаго Моисея прославилось его видимое лице. Сие сказал уже Давид и выше: «знаменася на нас свет лица Твоего Господи» ((Пс 4:7)). Так, сделав воззвание к единонравным, во образец им предлагает себя самаго.

  • 7.

    «Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и». Из того, что совершилось со мною, говорит Пророк, научитесь возлагать упование на Бога всяческих; потому что меня, человека незначительнаго и пастыря овец, сподобил Своего промышления, и сделал, что превозмог я врагов.

  • 8.

    «Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их». С сим согласны и слова Апостола; потому что так говорит об Ангелах: «не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение» ((Евр 1:14))? Так и блаженный Иаков, молясь, сказал: «Ангел, иже мя избавляет от всех зол» ((Быт 48:16)). Так и патриарх Авраам говорил чудному рабу: Господь Бог «послет Ангела Своего пред» лицем твоим, «и поимеши жену сыну моему Исааку оттуду» ((Быт 24:7)). Так и блаженный Захария сказует: «Ангел, глаголяй во мне» (Зах.1:9).

  • 9.

    «Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает нань». Сказав: «приступите к Нему и просветитеся», еще убеждает: и «вкусите», то есть, опытом дознайте Владычнюю благость; потому что плодом сего будет для вас блаженство. Но должно знать, что сказанный нами смысл пригоден для древних Иудеев; скрывающаяся же во глубине буквы мысль дает разуметь благодать Божественных Таин; потому что всесвятым крещением подается приступающим истинное просветление, и вкушение животворящей снеди явственно показывает благость Спасителя. Ибо, что так ясно доказывает Его человеколюбие? не крест ли? не страдание ли? не восприятая ли за нас смерть? не то ли, что для овец Своих соделался Он вместе и снедию и источником?

  • 10.

    Ст. 10-11 «Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его». «Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага». И сие согласно с сказанным выше. Ибо приявшим уже освящение посредством крещения дает совет срастворять любовь страхом, и от единаго Бога ожидать обилия благ; потому что богатство подлежить многим превратностям, и сегодня богатый чрез несколько времени впадает в нищету. И Иудеи, богатейшие древле Божиею о них попечительностию, обнищали. А уверовавшие язычники прияли от Бога обилие благ.

  • 11.

    Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.

    См. Толкование на (Пс 33:10)

  • 12.

    Ст. 12-13 «Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас». «Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи?» И как некую достолюбезную награду, предложив безпечальную и превожделенную жизнь, возбуждает к подвигам.

  • 13.

    Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи?

    См. Толкование на (Пс 33:12)

  • 14.

    Ст. 14-15 «Удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти». «Уклонися от зла, и сотвори благо: взыщи мира и пожени и». Сперва внушает отвращение к пороку, а потом повелевает проходить разные виды добродетели; и во-первых предписывает от всякой лести и от лукавства очистить язык, как удобопоползновенный член; к языку же присоединяет и уста; потому что и они содействуют его движениям. Во-вторых запрещает деяния порочныя; ибо говорит: «уклонися от зла». Потом узаконяет деятельность добрую; ибо говорит: «сотвори благо». Что же главное в добрых делах? «Взыщи мира, и пожени и»; потому что человек мирный, любя мир со всеми, не похищяет тайно принадлежащаго ближнему, не отваживается на убийства, не злоумышляет нарушить супружескую верность, не говорит худаго, и не делает худаго, благодетельствует, промышляет, делится с другими, защищает других, вместе с ними бедствует, вместе подвизается. Таковы нелицемерная любовь и искренняя дружба. После сего Пророк показывает опять плод всего этого.

  • 15.

    Уклонися от зла и сотвори благо: взыщи мира и пожени и

    См. Толкование на (Пс 33:14)

  • 16.

    «Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их». Делающие это, говорит Пророк, находятся под бдительным надзором Владыки Бога, и прося благ, получают просимое. Потом от противнаго подтверждает сказанное.

  • 17.

    «Лице же Господне на творящия злая, еже потребити от земли память их». Бог видит также, говорит Пророк, и тех, которые отваживаются делать противное сему, и произносит на них приговор конечной гибели.

  • 18.

    «Воззваша праведнии, и Господь услыша их и от всех скорбей их избави их».

  • 19.

    «Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет». С праведными, говорит Пророк, пребывает Сам Владыка, и с благоволением приемлет их молитвы, особенно же печется о тех, которые водятся скромными о себе мыслями. Ибо их назвал сокрушенными сердцем. Сие же говорит он и в другом псалме: «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ((Пс 50:19)).

  • 20.

    Ст. 20-21 «Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь». «Хранит Господь вся кости их, и ни едина от них сокрушится». Хотя попускает им вступать в борьбу с скорбями: но Сам вспомоществует и являет их превозмогающими встречающияся с ними напасти, подкрепляя и делая твердыми их помышления. Ибо костями назвал Пророк помыслы. Как на костях, которые тверды, держится все остальное тело: так душа помыслами приобретает себе спасение.

  • 21.

    Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится.

    См. Толкование на (Пс 33:20)

  • 22.

    Ст. 22-23 «Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат». «Избавит Господь души раб Своих, и не прегрешат вси уповающии на Него». Посему, как любители добродетели насладятся столькими благами, так живущие порочно приимут сообразную жизни кончину; и худой жизни лютый будет конец. Но избравшие для себя служение Богу, и стяжавшие упование на Него, улучат даруемое им спасение, как решительно не восхотевшие погрешать против постановленных Богом законов.

  • 23.

    Избавит Господь душы раб своих, и не прегрешат вси уповающии на него.

    См. Толкование на (Пс 33:22)