- 1.
«Молитва Давиду». Блаженный Давид, по надписанию, принес молитву Владыке Богу, прося подать ему некую помощь; предвозвещает же и нападение Ассириян на Иерусалим, и упование Езекии на Бога; а вместе предрекает призвание и спасение всех народов.
«Приклони Господи ухо Твое, и услыиш мя: яко нищ и убог есмь аз». Начало молитвы показывает образ мыслей; потому что оба, и божественный Давид и чудный Езекия, обладая богатством правды, не взирали на оное, но видели только убожество естества, и умоляли Бога ущедрить сие неразлучное с нищетою естество. Выражение же: «приклони Господи ухо Твое», употребтено в переносном смысле, и образ речи заимствован от больнаго, который по немощи не может говорить громко, и принуждает врача приклонить слух к устам его.
- 2.
«Сохрани душу мою, яко преподобен есмь». Пророк не впал в противоречие, наименовав себя и Езекию вместе и нищим и преподобным; но поелику тот и другой имели врагами людей несправедливых и беззаконных, нимало ими необиженных и желавших им смерти несправедливо; то Пророк и себя и Езекию наименовал преподобным, так как они не подали врагам никакого повода к неприязни. Смысл же слов его таков: сам я по себе «нищ есмь и убог», и не имею достатка в добродетели; но в сравнении с врагами окажусь преподобным; потому что они злочестивы и беззаконны, а я имею познание о Тебе; они утесняли меня несправедливо, а я терплю несправедливое нападение. «Спаси раба Твоего Боже мой, уповающаго на Тя». На Тебя уповал я, Владыка, спаси меня; в награду за упование воздай спасением.
- 3.
«Помилуй мя Господи, яко к Тебе воззову весь день». Окажи мне человеколюбие Твое, Владыка; потому что непрестанно возвещаю милость Твою. Вместо: «весь день», Симмах перевел: каждый день.
- 4.
«Возвесели душу раба Твоего: яко к Тебе взях душу мою». Разсей уныние в возлюбившем служение Твое, и подай бодрость душе к Тебе преклоненной.
- 5.
«Яко Ты Господи благ и кроток, и многомилостив всем призывающим Тя». Ты благ и человеколюбив, и источники милости изливаешь имеющим в том нужду. Вместо: «кроток», Акила и Феодотион употребили: удобопримирим; потому и слово: «кротость» подает мысль о долготерпении.
- 6.
«Внуши Господи молитву мою, и вонми гласу моления моего». Посему, имея столько благости, благосклонно приими моление мое.
- 7.
«В день скорби моея воззвах к Тебе, яко услышал мя еси». Приношу молитву сию, имея опыт Твоей благоснисходительности; потому что и прежде, когда умолял я Тебя, дал Ты мне просимое мною.
- 8.
«Несть подобен Тебе в бозех Господи, и несть по делом Твоим». Поелику злочестивый Рапсак произнес оныя кичливыя слова: не возмогли «бози языков кийждо их свою страну избавити из руки» моей: избавит ли «Господь Иерусалима из руки моея» ((4Цар 18:33), 35): то пророчество представляет Езекию взывающим: «несть подобен Тебе в бозех Господи, и несть по делом Твоим». Те боги имеют пустое имя, которому ничто не соответствует в действительности, и которое присвоили они себе хищнически; а Ты имеешь именование, соответствующее действительности. И Пророк весьма прилично к Божественному именованию присовокупил и дела: «несть подобен Тебе в бозех Господи, и несть по делом Твоим». Те боги совершенно неодушевленны, и сами себя не могут защитить; а Твое велелепие невыразимо языком человеческим.
- 9.
Ст. 9-10 «Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою Господи». Известно, что сего вовсе не было при блаженном Давиде; при Езекии же, вероятно, некоторые, будучи изумлены избиением Ассириян, притекли к Богу. Но истину пророчества показало время, последовавшее по вочеловечении Бога и Спасителя нашего; потому что по спасительном страдании в целую вселенную послан божественный лик Апостолов. Владыка сказал им: «шедше научите вся языки» ((Мф 28:19)); и они научили, как было повелено, и разсеяв облако неведения, соделали, что все увидели Солнце правды, и поклонились спасшему Богу. Сие показывает и присовокупляемое
«И прославят имя Твое:» «Яко велий еси Ты, и творяй чудеса, Ты еси Бог един». Вознесут же Тебе песнопение, дознав, что ты единый Бог; потому что величие чудес Твоих подает им сие ведение.
- 10.
яко велий еси ты и творяй чудеса, ты еси Бог един.
См. Толкование на (Пс 85:9)
- 11.
«Настави мя Господи на путь Твой, и пойду во истине Твоей». Предвозвестив язычникам будущее их освобождение от заблуждения, Пророк умоляет о том, чтобы и ему самому воспользоваться сим путеуказанием, и совершить шествие путем истины.
«Да возвеселится сердце мое боятися имени Твоего». Кто приобрел благоговение к Богу, тот любит жизнь согласную с законом; а таковая жизнь – матерь веселия. Посему Пророк справедливо молился о том, чтобы сердце его возвеселено было страхом Божиим. Так говорит он и в другом месте: «да возвеселится сердце ищущих Господа» ((Пс 104:3)); и еще: «помянух Бога и возвеселихся» ((Пс 76:4)).
- 12.
Ст. 12-13 «Исповемся Тебе Господи Боже мой всем сердцем моим: и прославлю имя Твое в век»: «яко милость Твоя велия на мне». Знаю, говорит Пророк, что исполнишь прошение, прекратишь скорби и устроишь меня так, что буду приносить благодарственное песнопение за оказанное мне человеколюбие.
«И избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго». Сим изобразил Пророк великость опасностей; ибо и божественный Давид многократно подвергался таковым опасностям, когда преследовал его войною Саул, и когда гоним он был Авессаломом; да и нападение Ассириян угрожало очевидною гибелью; посему-то таковыя опасности наименовал крайнею смертию и адом преисподнейшим.
- 13.
яко милость твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго.
См. Толкование на (Пс 85:12)
- 14.
«Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою». И Давидовы враги жили беззаконно, и Ассирияне были делатели злочестия и лукавства; притом те и другие имели силу, споспешествующую лукавому сердцу: а от сего для терпящих обиду происходила двоякая причина боязни. Поэтому прибегают они к Богу, и просят Его помощи.
«И не предложиша Тебе пред собою». Не привели себе на мысль Твоего промысла.
- 15.
Ст. 15-16 «И Ты Господи Боже мой щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый, и истинный»: «Призри на мя, и помилуй мя». Поелику Ты – источник человеколюбия, изливаешь токи щедрот и милости, но присуща Тебе и истина, судишь живущих в лукавстве; то пролей капли благости, и соделай меня победителем враждующих.
«Даждь державу Твою отроку Твоему, и спаси сына рабы Твоея». Ибо я – раб Твой и сын рабыни Твоея; то есть, издревле, начиная с предков, состою под Твоим владычеством; а потому, как раб у владыки, прошу спасения.
- 16.
призри на мя и помилуй мя: даждь державу твою отроку твоему и спаси сына рабы твоея
См. Толкование на (Пс 85:15)
- 17.
«Сотвори со мною знамение во благо». Из знамений, одни служат наказанием, как явленныя на Египтянах, а другия – спасением, как явленныя на Евреях. Посему-то Пророк ввел в речь сие разделение, и испрашивал не просто знамения, но знамения благаго, как бы говоря: сотвори мне знамение, приносящее спасение, знамение, которое бы чудодейственно доставило мне обилие благ.
«И да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты Господи помогл ми и утешил мя еси». Ибо неприязненные, увидев промышление о мне, исполнятся стыда, и всеми будут поносимы.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 85