Глава 85

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110
  • 1.

    «Молитва Давиду». Блаженный Давид, по надписанию, принес молитву Владыке Богу, прося подать ему некую помощь; предвозвещает же и нападение Ассириян на Иерусалим, и упование Езекии на Бога; а вместе предрекает призвание и спасение всех народов.

    «Приклони Господи ухо Твое, и услыиш мя: яко нищ и убог есмь аз». Начало молитвы показывает образ мыслей; потому что оба, и божественный Давид и чудный Езекия, обладая богатством правды, не взирали на оное, но видели только убожество естества, и умоляли Бога ущедрить сие неразлучное с нищетою естество. Выражение же: «приклони Господи ухо Твое», употребтено в переносном смысле, и образ речи заимствован от больнаго, который по немощи не может говорить громко, и принуждает врача приклонить слух к устам его.

  • 2.

    «Сохрани душу мою, яко преподобен есмь». Пророк не впал в противоречие, наименовав себя и Езекию вместе и нищим и преподобным; но поелику тот и другой имели врагами людей несправедливых и беззаконных, нимало ими необиженных и желавших им смерти несправедливо; то Пророк и себя и Езекию наименовал преподобным, так как они не подали врагам никакого повода к неприязни. Смысл же слов его таков: сам я по себе «нищ есмь и убог», и не имею достатка в добродетели; но в сравнении с врагами окажусь преподобным; потому что они злочестивы и беззаконны, а я имею познание о Тебе; они утесняли меня несправедливо, а я терплю несправедливое нападение. «Спаси раба Твоего Боже мой, уповающаго на Тя». На Тебя уповал я, Владыка, спаси меня; в награду за упование воздай спасением.

  • 3.

    «Помилуй мя Господи, яко к Тебе воззову весь день». Окажи мне человеколюбие Твое, Владыка; потому что непрестанно возвещаю милость Твою. Вместо: «весь день», Симмах перевел: каждый день.

  • 4.

    «Возвесели душу раба Твоего: яко к Тебе взях душу мою». Разсей уныние в возлюбившем служение Твое, и подай бодрость душе к Тебе преклоненной.

  • 5.

    «Яко Ты Господи благ и кроток, и многомилостив всем призывающим Тя». Ты благ и человеколюбив, и источники милости изливаешь имеющим в том нужду. Вместо: «кроток», Акила и Феодотион употребили: удобопримирим; потому и слово: «кротость» подает мысль о долготерпении.

  • 6.

    «Внуши Господи молитву мою, и вонми гласу моления моего». Посему, имея столько благости, благосклонно приими моление мое.

  • 7.

    «В день скорби моея воззвах к Тебе, яко услышал мя еси». Приношу молитву сию, имея опыт Твоей благоснисходительности; потому что и прежде, когда умолял я Тебя, дал Ты мне просимое мною.

  • 8.

    «Несть подобен Тебе в бозех Господи, и несть по делом Твоим». Поелику злочестивый Рапсак произнес оныя кичливыя слова: не возмогли «бози языков кийждо их свою страну избавити из руки» моей: избавит ли «Господь Иерусалима из руки моея» ((4Цар 18:33), 35): то пророчество представляет Езекию взывающим: «несть подобен Тебе в бозех Господи, и несть по делом Твоим». Те боги имеют пустое имя, которому ничто не соответствует в действительности, и которое присвоили они себе хищнически; а Ты имеешь именование, соответствующее действительности. И Пророк весьма прилично к Божественному именованию присовокупил и дела: «несть подобен Тебе в бозех Господи, и несть по делом Твоим». Те боги совершенно неодушевленны, и сами себя не могут защитить; а Твое велелепие невыразимо языком человеческим.

  • 9.

    Ст. 9-10 «Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою Господи». Известно, что сего вовсе не было при блаженном Давиде; при Езекии же, вероятно, некоторые, будучи изумлены избиением Ассириян, притекли к Богу. Но истину пророчества показало время, последовавшее по вочеловечении Бога и Спасителя нашего; потому что по спасительном страдании в целую вселенную послан божественный лик Апостолов. Владыка сказал им: «шедше научите вся языки» ((Мф 28:19)); и они научили, как было повелено, и разсеяв облако неведения, соделали, что все увидели Солнце правды, и поклонились спасшему Богу. Сие показывает и присовокупляемое

    «И прославят имя Твое:» «Яко велий еси Ты, и творяй чудеса, Ты еси Бог един». Вознесут же Тебе песнопение, дознав, что ты единый Бог; потому что величие чудес Твоих подает им сие ведение.

  • 10.

    яко велий еси ты и творяй чудеса, ты еси Бог един.

    См. Толкование на (Пс 85:9)

  • 11.

    «Настави мя Господи на путь Твой, и пойду во истине Твоей». Предвозвестив язычникам будущее их освобождение от заблуждения, Пророк умоляет о том, чтобы и ему самому воспользоваться сим путеуказанием, и совершить шествие путем истины.

    «Да возвеселится сердце мое боятися имени Твоего». Кто приобрел благоговение к Богу, тот любит жизнь согласную с законом; а таковая жизнь – матерь веселия. Посему Пророк справедливо молился о том, чтобы сердце его возвеселено было страхом Божиим. Так говорит он и в другом месте: «да возвеселится сердце ищущих Господа» ((Пс 104:3)); и еще: «помянух Бога и возвеселихся» ((Пс 76:4)).

  • 12.

    Ст. 12-13 «Исповемся Тебе Господи Боже мой всем сердцем моим: и прославлю имя Твое в век»: «яко милость Твоя велия на мне». Знаю, говорит Пророк, что исполнишь прошение, прекратишь скорби и устроишь меня так, что буду приносить благодарственное песнопение за оказанное мне человеколюбие.

    «И избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго». Сим изобразил Пророк великость опасностей; ибо и божественный Давид многократно подвергался таковым опасностям, когда преследовал его войною Саул, и когда гоним он был Авессаломом; да и нападение Ассириян угрожало очевидною гибелью; посему-то таковыя опасности наименовал крайнею смертию и адом преисподнейшим.

  • 13.

    яко милость твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго.

    См. Толкование на (Пс 85:12)

  • 14.

    «Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою». И Давидовы враги жили беззаконно, и Ассирияне были делатели злочестия и лукавства; притом те и другие имели силу, споспешествующую лукавому сердцу: а от сего для терпящих обиду происходила двоякая причина боязни. Поэтому прибегают они к Богу, и просят Его помощи.

    «И не предложиша Тебе пред собою». Не привели себе на мысль Твоего промысла.

  • 15.

    Ст. 15-16 «И Ты Господи Боже мой щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый, и истинный»: «Призри на мя, и помилуй мя». Поелику Ты – источник человеколюбия, изливаешь токи щедрот и милости, но присуща Тебе и истина, судишь живущих в лукавстве; то пролей капли благости, и соделай меня победителем враждующих.

    «Даждь державу Твою отроку Твоему, и спаси сына рабы Твоея». Ибо я – раб Твой и сын рабыни Твоея; то есть, издревле, начиная с предков, состою под Твоим владычеством; а потому, как раб у владыки, прошу спасения.

  • 16.

    призри на мя и помилуй мя: даждь державу твою отроку твоему и спаси сына рабы твоея

    См. Толкование на (Пс 85:15)

  • 17.

    «Сотвори со мною знамение во благо». Из знамений, одни служат наказанием, как явленныя на Египтянах, а другия – спасением, как явленныя на Евреях. Посему-то Пророк ввел в речь сие разделение, и испрашивал не просто знамения, но знамения благаго, как бы говоря: сотвори мне знамение, приносящее спасение, знамение, которое бы чудодейственно доставило мне обилие благ.

    «И да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты Господи помогл ми и утешил мя еси». Ибо неприязненные, увидев промышление о мне, исполнятся стыда, и всеми будут поносимы.