- 1.
«Сыном Кореовым псалом песни». И этот псалом предвозвещает спасение язычников, и предрекает благочестивое житие, какому научил вочеловечившись Владыка Христос.
- 2.
«Основания его на горах святых». Основание благочестия – божественныя наставления; а горы святыя, на которых водружены сии основания, – Апостолы нашего Спасителя. Ибо о них сказал блаженный Павел: «наздани бывше на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу» ((Еф 2:20)); и еще: Петр «и Иаков и Иоанн мнимии столпи быти» ((Гал 2:9)). И Господь, после, онаго истиннаго и божественнаго исповедания, сказал Петру: «ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» ((Мф 16:18)); и еще: «вы есте свет мира, не может град укрытися верху горы стоя» ((Мф 5:14)). На сих святых горах Владыка Христос водрузил основания благочестия.
«Любит Господь врата Сионя, паче всех селений Иаковлих». А какой это Сион, истолковал божественный Павел: «приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тьмам ангелов и Церкви первородных на небесех написанных» ((Евр 12:22)); и еще: «а вышний Иерусалим, свободь есть, иже есть мати всем нам» ((Гал 4:26)) И в послании к Евреям, разсуждая о Патриархе Аврааме, Апостол присовокупил следующее: «ждаше бо основания, имущаго града, ему же художник и содетель Бог» ((Евр 11:10)). И еще о других Святых говорит: «ибо таковая глаголющии являются, яко отечествия взыскуют. И аще бы убо оно помнили, из него же изыдоша, имели бы время возвратитися: ныне же лучшаго желают, сиречь небеснаго» ((Евр 11:14)). Из сего научаемся, что есть некий небесный град, именуемый Иерусалимом, не имеющий ни столпов, ни оград, не сияющий блеском камней, но славящийся ликами Святых и украшаемый ангельским житием. И не погрешит, кто вратами сего града назовет сущия на земли Церкви; потому что ими можно войдти в град. В них наставляемые и упражняемые научаемся жительству онаго града. О сих-то вратах изрекло пророческое слово, что они возлюблены Богом всяческих и предпочтены селениям иудейским.
- 3.
«Преславная глаголашася о Тебе граде Божий». Предрекаемое о Тебе есть нечто чудное и необычайное; оно превышает всякое человеческое ожидание. А что сказанное в Псалме нимало не приличествует Сиону дольнему, о сем свидетельствует присовокупляемое.
- 4.
«Помяну Раав и Вавилона ведущим Мя: и се иноплеменницы, и Тир, и людие ефиопстии, сии быша тамо». Вот что изглаголано о тебе, божественный град, говорит Пророк. И те, которые жили древле в злочестии, одержимы были мраком неведения, сподобятся обитать в тебе, и причастятся твоего жительства. Потому и упомянул о сказанных выше народах, как о самых беззаконных и как преобладающих в нечестии, чтобы ими означить и другие народы. Ибо Раав – и Хананеянка и блудница; а Вавилон – город зверонравный и злочестивый; иноплеменнники, или Филистимляне (мы объясняли уже, чтó это за народ) – люди и суеверные и беззаконные. Нечестие же и непотребство Тира в плачевных чертах представил Пророк Иезекииль. А людьми ефиопскими пророческое слово назвало не только самих Ефиопов, у которых души уподобляются цветом телу, но и всех очерненных душею. Ибо в Песни песней взывает невеста: «черна есмь аз и добра, дщери Иерусалимския» ((Песн 1:4)), и дает вместе видеть как мрак злочестия, так и красоту, сообщаемую Божественною благодатию. Сии-то именно народы, при Иудеях, не сходились в Иерусалим и не возлюбили законнаго жития; но, по вочеловечении Спасителя нашего, и в сем Иерусалиме обитают, и наполняют церкви по вселенной, и переходят в Сион вышний, делаются причастниками онаго блаженнаго жительства.
- 5.
«Мати Сион, речет человек». Каждый наименует Сион матерью, всякий человек скажет, что Сион – матерь.
«И человек родися в нем». В связи с сказанным: «речет человек», поставлены и сии слова. Ибо именующий Сион матерью исповедует и рождение, Человека в Сионе рожденнаго. Но чтобы Его не почел кто простым человеком, Пророк тотчас присовокупил:
«И Той основа и́ Вышний». Ибо сей в Сионе рожденный Человек и есть и Творец и Создатель, как Вышний и Бог.
- 6.
«Господь повесть в писании людей и князей, сих бывших в нем». Симмах перевел так: Господь исчислит, написуя людей; сей родился там. Ибо удостоивающий Своего написания жительствующих в нем людей, в нем родился по человечеству, будучи Господом и Богом. О сем исчислении известил и Господь наш, сказав священным Апостолам: «вам же и власи главнии изочтени суть» ((Мф 10:30)). И о написании открыл Своим ученикам, говоря: «не радуйтеся, яко дуси вам повинуются: но яко имена ваша написана суть на небесех» ((Лк 10:21)).
- 7.
«Яко веселящихся всех жилище в Тебе»; потому что сие жительство на небесах, удаленное от всякаго уныния, имеет безпримесное и чистое веселие и благодушие, и питомцы благочестия невременно в нем пребывают, но обитают во век.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 86