- 1. Man, born of woman! Of few days, and full of trouble!
- 2. As a flower he hath gone forth, and is cut off, And he fleeth as a shadow and standeth not.
- 3. Also -- on this Thou hast opened Thine eyes, And dost bring me into judgment with Thee.
- 4. Who giveth a clean thing out of an unclean? not one.
- 5. If determined are his days, The number of his months `are' with Thee, His limit Thou hast made, And he passeth not over;
- 6. Look away from off him that he may cease, Till he enjoy as an hireling his day.
- 7. For there is of a tree hope, if it be cut down, That again it doth change, That its tender branch doth not cease.
- 8. If its root becometh old in the earth, And its stem doth die in the dust,
- 9. From the fragrance of water it doth flourish, And hath made a crop as a plant.
- 10. And a man dieth, and becometh weak, And man expireth, and where `is' he?
- 11. Waters have gone away from a sea, And a river becometh waste and dry.
- 12. And man hath lain down, and riseth not, Till the wearing out of the heavens they awake not, Nor are roused from their sleep.
- 13. O that in Sheol Thou wouldst conceal me, Hide me till the turning of Thine anger, Set for me a limit, and remember me.
- 14. If a man dieth -- doth he revive? All days of my warfare I wait, till my change come.
- 15. Thou dost call, and I -- I answer Thee; To the work of Thy hands Thou hast desire.
- 16. But now, my steps Thou numberest, Thou dost not watch over my sin.
- 17. Sealed up in a bag `is' my transgression, And Thou sewest up mine iniquity.
- 18. And yet, a falling mountain wasteth away, And a rock is removed from its place.
- 19. Stones have waters worn away, Their outpourings wash away the dust of earth, And the hope of man Thou hast destroyed.
- 20. Thou prevailest `over' him for ever, and he goeth, He is changing his countenance, And Thou sendest him away.
- 21. Honoured are his sons, and he knoweth not; And they are little, and he attendeth not to them.
- 22. Only -- his flesh for him is pained, And his soul for him doth mourn.'
1-3.- Бог слишком строг по отношению к Иову (Иов 13:23-36), а между тем он возбуждает сострадание, заслуживает милосердия. Жизнь человека, рожденного слабою женою (Быт 3:16); (Иер 51:30) и потому по природе бессильного, непродолжительна, как существование цветка (Пс 36:2); (Пс 89:6); (Ис 40:6-8), стояние тени (Пс 101:12); (Пс 143:4); (Еккл 8:13); (Прем 2:5), и печальна сама по себе. Поэтому нет нужды внимательно смотреть за ним и затем наказывать за малейшие проступки ("отверзать очи", ст. 3; ср. (Зах 12:4).4.Рожденный от зараженных грехом родителей (Пс 50:7), человек по своей природе склонен к греху (Иов 15:14); (Иов 25:4). Он грешит непроизвольно (Иов 15:16), в некоторых грехах совершенно не виноват. Достойно ли ввиду этого наказывать его?5-6.- Земная жизнь человека есть единственное время для пользования благами счастья (Иов 7:7); (Иов 14:22), в тех пределах, границах, которые указаны им Богом (ст. 5; ср. (Пс 38:5-6). И если теперь, по воле Господа, существование Иова подходит к концу, то Он должен "уклониться от него" (с евр. "отвратить взоры свои", ср. (Иов 7:19); (Иов 10:20), "доколе не возрадуется своему дню, как наемник", т. е. должен прекратить наказания, чтобы Иов мог испытать в последние минуты своей жизни чувство радости (ср. (Иов 10:20-22).7-12.- Продолжение прежней мысли. Со стороны пользования жизнью участь человека печальнее участи дерева. Срубленное или посохшее, оно при благоприятных условиях (ст. 9) продолжает существовании в отпрысках, побегах. Умерший же человек не возвратится к жизни "до скончания неба" (ст. 12), т. е. никогда, так как небеса вечны (Пс 88:30); (Пс 148:6); (Иер 31:35), при конце мира они подлежат изменению, но не уничтожению (Ис 65:17); (Ис 66:22); (2Пет 3:13). Безвозвратное исчезновение полного жизни человека напоминает бесследное исчезновение вод (ст. 11, ср. (Ис 19:5).13.Перечисленные Иовом данные, при помощи которых он рассчитывает оправдаться пред Богом, не будут однако приняты Последним во внимание, пока Он находится в состоянии гнева (Иов 9:13). Иов умрет, как отверженный Господом грешник. Не допуская этой мысли ранее (Иов 13:15), он не может примириться с нею и теперь, - выражает желание умереть только на время, пока продолжается гнев Господа, под условием воскреснуть потом и возвратиться на землю со всеми признаками божественного благоволения.14-15.- Несмотря на сомнение в исполнимости высказанного желания ("когда умрет человек, то будет ли он опять жить?", ср. (Пс 88:42), Иов представляет его осуществившимся и как бы созерцает факт своего оправдания. Временно укрытый в шеоле, он ждал бы окончания назначенного ему пребывания в нем, ждал бы перемены ("пока придет мне смена") своего состояния, отношения к Богу. "Бог воззвал бы, и он дал бы Ему ответ", - воззвал не с целью обвинения, а для того, чтобы дать возможность оправдаться (ср. (Иов 13:22), вместо гнева проявил бы милость.16-17.- Иов испытал бы тогда полное блаженство, сила которого уясняется путем противоположения его современному состоянию. "Но теперь, - говорит страдалец, по точному переводу с еврейского, - Ты исчисляешь мои шаги, подстерегаешь мои поступки. Ты запечатал преступление мое в мешке и положил печать на беззаконие мое". Исчисленные грехи Иова "запечатаны в мешке", - вполне хорошо сохранены для соответствующего наказания, не будут забыты и не останутся без возмездия.18-19.- Составляющее потребность всей души Иова желание временного пребывания в шеоле уничтожается доводами рассудка. Сомнение: "когда умрет человек, то будет ли он опять жить?" (ст. 14) берет перевес. Если уничтожаются и не остаются незыблемыми твердые предметы, - горы, камни и скалы, то тем более не может иметь места слабая надежда Иова на возвращение к жизни после временного пребывания в шеоле.20.И действительно, создаваемое смертью бедствие вечно ("теснишь до конца", - евр. "lanezah" - на веки; (Иов 20:7). Как и всякий человек, Иов умрет с обезображенным смертью лицом ("изменяешь ему лице"), уйдет и более не возвратится к земной жизни (ср. "отойду, - и уже не возвращусь" - (Иов 10:21).21-22.- Смерть прекращает всякое сношение с землею: умершему неизвестна даже судьба его близких (ст. 21; ср. (Еккл 9:5-6); его плоть ощущает лишь то, что касается непосредственно ее самой, его душа плачет лишь о себе (ст. 22).



