- 1. Surely there is for silver a source, And a place for the gold they refine;
- 2. Iron from the dust is taken, And `from' the firm stone brass.
- 3. An end hath he set to darkness, And to all perfection he is searching, A stone of darkness and death-shade.
- 4. A stream hath broken out from a sojourner, Those forgotten of the foot, They were low, from man they wandered.
- 5. The earth! from it cometh forth bread, And its under-part is turned like fire.
- 6. A place of the sapphire `are' its stones, And it hath dust of gold.
- 7. A path -- not known it hath a ravenous fowl, Nor scorched it hath an eye of the kite,
- 8. Nor trodden it have the sons of pride, Not passed over it hath the fierce lion.
- 9. Against the flint he sent forth his hand, He overturned from the root mountains.
- 10. Among rocks, brooks he hath cleaved, And every precious thing hath his eye seen.
- 11. From overflowing floods he hath bound, And the hidden thing bringeth out `to' light.
- 12. And the wisdom -- whence is it found? And where `is' this, the place of understanding?
- 13. Man hath not known its arrangement, Nor is it found in the land of the living.
- 14. The deep hath said, `It `is' not in me,' And the sea hath said, `It is not with me.'
- 15. Gold is not given for it, Nor is silver weighed -- its price.
- 16. It is not valued with pure gold of Ophir, With precious onyx and sapphire,
- 17. Not equal it do gold and crystal, Nor `is' its exchange a vessel of fine gold.
- 18. Corals and pearl are not remembered, The acquisition of wisdom `is' above rubies.
- 19. Not equal it doth the topaz of Cush, With pure gold it is not valued.
- 20. And the wisdom -- whence doth it come? And where `is' this, the place of understanding?
- 21. It hath been hid from the eyes of all living. And from the fowl of the heavens It hath been hidden.
- 22. Destruction and death have said: `With our ears we have heard its fame.'
- 23. God hath understood its way, And He hath known its place.
- 24. For He to the ends of the earth doth look, Under the whole heavens He doth see,
- 25. To make for the wind a weight, And the waters He meted out in measure.
- 26. In His making for the rain a limit, And a way for the brightness of the voices,
- 27. Then He hath seen and declareth it, He hath prepared it, and also searched it out,
- 28. And He saith to man: -- `Lo, fear of the Lord, that `is' wisdom, And to turn from evil `is' understanding.'
1."У серебра есть источная жила", - евр. "моца", - место, из которого что-либо выходит естественным путем (Иов 38:27); (3Цар 10:28), и "у золота место, где его плавят", - евр. "йазоку". - очищают от примесей (1Пар 28:18); (Пс 11:7); (Мал 3:3).2.Железо добывается из недр земли, и "из камня выплавляется медь", из брошенных в плавильную печь металлических глыб силою огня выплавливается медная масса.3.Металлы сокрыты в земле, но человек умеет находить их. Для этого он проникает в недра земли, вносит необходимое при добывании металлов освещения туда, где прежде царила тьма.4.Шахты или колодцы вырываются вдали от обитаемых мест, и рабочие, спускаясь и них при помощи веревок или других приспособлений, неизбежно должны висеть в воздухе.5-6.- Так как шахты роются не только в вертикальном по отношению к земле направлении, но и горизонтальном, то внутренность ее оказывается изрытою, как бы прожженною огнем. Здесь, внутри земли, в ее скалах находят прозрачно-синеватый сапфир и золотые песчинки.7-8.- Они сокрыты в такой глубине, что ее не могут просмотреть дальнозоркий орел (синодальное: "хищная птица") и коршун, не бывали в этих отдаленных местностях и везде рыскающие шакалы и львы.9-11.- При добывании металлов и драгоценных камней человек не стесняется пространственными расстояниями (ст. 7-8), не имеют для него значения и другие трудности, препятствия. Он разбивает гранитные камни, производит, где нужно, обвалы, "в скалах просекает каналы" (евр. "jeorim"), - галереи, чтобы было возможно следить за рудными жилами металла, и отводить в сторону мешающую работе воду.12.Земля и земное дают знание о земном; но то, что сверх земли, землею не дается. Она не может сообщить премудрости, (евр. "хокма"), знания вещей в их сущности, последних основаниях, и того высшего религиозно-нравственного видения, которое указывает нормы человеческого существования.13-14.- Премудрости не найдет человек на земле, если бы даже предложил за обладание ею все свои сокровища и исследовал земной шар во всех направлениях: поверхность земли ("земля живых" ср. (Пс 26:13); (Ис 38:11), подземные воды (евр. "тегом", ср. (Быт 49:25) и омывающий землю океан.15-19.- Как превышающая своею ценностью все земное (ст. 13; ср. Притч 3.14-15), премудрость не может быть приобретена за богатства и драгоценности: за самое чистое золото (евр. "дегор" ст. 15, ср. 3Цар 6.30;20-21), за ониксы (евр. "тогам" - берилл, смарагд), за кристаллы (евр. "зекукит", - стекла, причисляемые в древности к драгоценным предметам; кристаллы - евр. "габиш" упоминаются ниже, в ст. 18), за перлы (евр. "рамот", ср. (Иез 27:16), за кристаллы (синодальное - "жемчуг") и красный коралл (евр. "пениним", русское рубин) и за топаз эфиопский (евр. "тедат", - (Исх 28:17); (Иер 28:18), алмаз желто-оранжевого цвета, находимый, по свидетельству Плиния в Эфиопии, и на островах Красного моря (отсюда его индийское, созвучное еврейскому "питедат", название "pita").20.Если человек не и состоянии своими силами найти мудрость на земле, в бездне и море (ст. 13-14), не может приобрести ее за земные сокровища (ст. 14-19), то каким же образом можно ее постигнуть, к кому за этим следует обратиться?21-22.- Подготавливая ответ на данный вопрос, Иов еще раз заявляет, что ни одно живое существо, даже везде летающие и обладающие более зорким, чем человек, взглядом птицы ничего не могут сообщить о премудрости. Но в то время как видимая природа все же свидетельствует о премудрости, до подземного мрака доходит о ней лишь один слух (ст. 22).23-24.- Полнота знания мудрости принадлежит только одному вездесущему (Вар 3:31-32) и всеведущему Богу.25-27.- Она известна Ему со времени творения мира. Когда Господь "ветру полагал вес", т. е. определял степень его силы и слабости, распределял по земле водную массу, устанавливал законы явления дождя, тогда Он "видел премудрость" (ст. 27), - созерцал ее, как идеал, прототип создаваемого; "явил" - проявил, осуществил в созданной природе, последняя стала ее раскрытием; "приготовил", - установил в качестве незыблемого закона, определив тем самым характер дальнейшего существования всего сотворенного, и, наконец, "испытал" способности к дальнейшему саморазвитию (ср. Притч 8.22-30; (Прем 9:9).28.Осуществив при творении мира содержание премудрости, - совокупности Своих идей о нем, Господь указал, в чем состоит норма человеческой жизни. Соответствуя ей, человек соответствует своей идее и принимает участие в общемировой премудрости. - "Вот, страх Господень..." см. толкование (Иов 1:1)



