- 1. And Job made answer and said,
- 2. Truly, I see that it is so: and how is it possible for a man to get his right before God?
- 3. If a man was desiring to go to law with him, he would not be able to give him an answer to one out of a thousand questions.
- 4. He is wise in heart and great in strength: who ever made his face hard against him, and any good came of it?
- 5. It is he who takes away the mountains without their knowledge, overturning them in his wrath:
- 6. Who is moving the earth out of its place, so that its pillars are shaking:
- 7. Who gives orders to the sun, and it does not give its light; and who keeps the stars from shining.
- 8. By whose hand the heavens were stretched out, and who is walking on the waves of the sea:
- 9. Who made the Bear and Orion, and the Pleiades, and the store-houses of the south:
- 10. Who does great things not to be searched out; yes, wonders without number.
- 11. See, he goes past me and I see him not: he goes on before, but I have no knowledge of him.
- 12. If he puts out his hand to take, by whom may it be turned back? who may say to him, What are you doing?
- 13. God's wrath may not be turned back; the helpers of Rahab were bent down under him.
- 14. How much less may I give an answer to him, using the right words in argument with him?
- 15. Even if my cause was good, I would not be able to give an answer; I would make request for grace from him who was against me.
- 16. If I had sent for him to be present, and he had come, I would have no faith that he would give ear to my voice.
- 17. For I would be crushed by his storm, my wounds would be increased without cause.
- 18. He would not let me take my breath, but I would be full of bitter grief.
- 19. If it is a question of strength, he says, Here I am! and if it is a question of a cause at law, he says, Who will give me a fixed day?
- 20. Though I was in the right, he would say that I was in the wrong; I have done no evil; but he says that I am a sinner.
- 21. I have done no wrong; I give no thought to what becomes of me; I have no desire for life.
- 22. It is all the same to me; so I say, He puts an end to the sinner and to him who has done no wrong together.
- 23. If death comes suddenly through disease, he makes sport of the fate of those who have done no wrong.
- 24. The land is given into the power of the evil-doer; the faces of its judges are covered; if not by him, then who has done it?
- 25. My days go quicker than a post-runner: they go in flight, they see no good.
- 26. They go rushing on like reed-boats, like an eagle dropping suddenly on its food.
- 27. If I say, I will put my grief out of mind, I will let my face be sad no longer and I will be bright;
- 28. I go in fear of all my pains; I am certain that I will not be free from sin in your eyes.
- 29. You will not let me be clear of sin! why then do I take trouble for nothing?
- 30. If I am washed with snow water, and make my hands clean with soap;
- 31. Then you will have me pushed into the dust, so that I will seem disgusting to my very clothing.
- 32. For he is not a man as I am, that I might give him an answer, that we might come together before a judge.
- 33. There is no one to give a decision between us, who might have control over us.
- 34. Let him take away his rod from me and not send his fear on me:
- 35. Then I would say what is in my mind without fear of him; for there is no cause of fear in myself.
1-35.- Правосудие Божие есть правосудие существа сильного, нарушающего требования правды по отношению ко всем людям, в частности, и по отношению к Иову.2.Соглашаясь с мнением Вилдада о Божественном Правосудии (Иов 7:3,20), Иов в то же время не допускает, подобно псалмопевцу (Пс 142:2) мысли о возможности оправдания человека пред Богом ("как оправдается человек перед Богом?"). Отсюда само собою следует, что Божественное Правосудие представляется ему в ином, чем друзьям, свете.3-4.- По взгляду Иова, человек должен признать Бога правосудным потому, что Он превосходит его двумя свойствами: премудростью и всемогуществом, - силою. Бог - премудр; человек не в состоянии возразить ни на одно из тысячи Его слов, а потому каждое из них вынужден признать истинным, справедливым. Премудрый сердцем, Господь обладает достаточною силою для того, чтобы заставить людей исполнить свои повеления. И сколько бы ни противился последним человек, в конце концов он принуждается подчиниться им, согласиться, что так и должно быть ("кто восставал против Него и оставался в покое?" ст. 4). Правда Божия - правда существа сильного по уму и, благодаря всемогуществу, непреклонного в Своих определениях.5-7.- Эта не терпящая противодействия (ст. 4) сила божественного всемогущества сказывается прежде всего в мире физическом, в таких его явлениях, как землетрясения и затмения. Во время первых передвигаются и уничтожаются горы, земля сдвигается с того места (Ис 13:13), которое она занимает в мировом пространстве (Иов 26:7), и колеблются ее основания (Пс 103:5); (Иов 38:6), при вторых солнце не дает света, кажется как бы не взошедшим, и ослабевает блеск звезд ("печатать" в смысле ограничивать силу у Даниила 9:24).8-9.- Показателями божественного всемогущества служат далее распростертые, как свиток, небеса (Ис 40:22); (Ис 44:24); (Пс 103:2); возникающие по воле Господа морские бури (Пс 106:25-6); (Авв 3:15) и, наконец, созвездия северного и южного полушария: Ас - большая Медведица, Кесиль - Орион (ср. (Ам 5:8), Хима ("куча") - созвездие Плеяд и тайники юга - все звезды южного полушария.10.Все приведенные Иовом факты составляют незначительную часть не поддающихся исчислению великих дел Божиих (ср. (Иов 5:9); (Иов 26:14).11-12.- То же непостижимое и неограниченное всемогущество высказывается и в отношениях Бога к людям. Он поступает с ними без их ведома (ст. 11), тем более, не спрашиваясь их согласия или несогласия (ст. 12; ср. (Ис 40:9); (Иер 49:19); (Иер 50:44); поступает единственно по собственному усмотрению (ср. (Пс 77:38).13.Не терпящая противоречий воля всемогущего Владыки попирает волю "поборников гордыни" (евр. "рагав"), всех гордых, надменных. Как видно из (Пс 88:11), (Ис 59:9) "рагав" означает морских чудовищ, отсюда чтение LXX: "υπ αυτου εκαμφτη κητη τα υπ οερανων", - "слякошася (смирились) под Ним кити поднебеснии".14-15.- Пред лицом премудрого и непреклонного в своих определениях Бога, обращающего ни во что человеческие рассуждения, ничего не значат приводимые человеком соображения в доказательство своей правоты. Такого Бога можно не убеждать, а лишь умолять, просить, чтобы Он преложил гнев на милость. Подобный исход указывал Вилдад (Иов 8:5), к нему склоняется и сам Иов16-18.- Умолять Бога можно, но нельзя рассчитывать, чтобы мольбы достигли цели. Господь в гневе поражает Иова (ст. 16), ни на минуту не дает отдохнуть ему от страданий. И если гнев неотвратим (ст. 13), то напрасны мольбы и создаваемая ими надежда на прощение.19-20.- Нельзя и заставить Бога внять мольбам: всемогущество не поддается давлению слабого человека. Елифаз советовал Иову передать свое дело Богу (Иов 5:8). Но, во-первых, никто не в состоянии принудить всемогущего Господа войти в его обсуждение. Во-вторых, если бы суд и состоялся, то его результаты были бы неблагоприятны для Иова. Самооправдание Иова премудрый Бог превратит в обвинение. Если даже он и сумеет оправдаться, доказать свою невинность, то и тогда не отвращающий своего гнева Господь объявит его виновным; и подобному приговору всемогущего Бога Иов должен будет подчиниться.21-24.- При подобном положении дела Иов не может воспользоваться советом друзей ждать улучшения своего положения (Иов 5:19) и д. ; (Иов 8:21). Как невинный (ст. 21), он мог бы надеяться на это, и тем не менее не хочет даже знать души своей, жизни, т. е. заботиться о ней (евр. "йада", см. (Быт 39:6), чувствует к ней отвращение. Причина такого явления заключается в том, что при Божественном неправосудии невинность и греховность человека безразличны ("все одно", ст. 22) для его судьбы. Если Господь одинаково губит виновного и невинного, в попрании правды доходит до того, что находит удовольствие в продлении страданий праведного, и делает представителей правосудия неспособными различать добро и зло (ст. 24; ср. (Ис 29:10), то и невинность Иова не избавит его от страданий, а такая жизнь для него отвратительна (Иов 6:7).25-26.- Жизнь внушает Иову одно лишь отвращение; желание ее продолжения неуместно. Наличною действительностью оно не поддерживается: в жизни Иова, протекающей так быстро, что с нею не может сравниться быстрота гонца, легкой сделанной из папируса лодки (евр. "ebeh"; cp. (Ис 18:2) и орла (Иов 7:7); (Пс 89:10), нет ничего отрадного; все оно осталось позади.27-28.- Желание жизни можно поддержать искусственным образом, путем создания жизнерадостного настроения, путем подбадривания самого себя (ст. 27). Но и это невозможно ввиду факта страданий. Они - показатели божественного неотвратимого гнева (ст. 17-18), показатели того, что Бог считает Иова грешником и не освободит его от наказания.29-31.- Не желательна и жизнь в роли виновного. Она - "томление" (ст. 29), мучительное ожидание наказания. Последнее неизбежно ввиду невозможности виновному оправдаться пред Богом. Даже при наивысшей чистоте, подобной той, которая достигается омовением снежною водою (Пс 50:9); (Ис 1:18) и мылом ("совершенно очистил руки мои", точнее "омыл руки с мылом"; ср. (Иер 2:22), Бог признает его настолько нечистым, что к нему почувствуют отвращение одежды.32-33.- Подобный, не подлежащий возражению со стороны Иова приговор - результат того, что он и Господь - две неравные судящиеся стороны. Бог - премудрое и неограниченное по силе существо; он - слабый, ничтожный смертный, не имеющий возможности что-либо ответить ни на одно из тысячи божественных слов (ст. 3), тем более освободиться от подчинения воле Господа (ст. 4). Конец такому соотношению мог бы положить посредник, третье незаинтересованное лицо, представитель правды, имеющий власть ограничить неправосудие Божие. Но его нет; нет и возможности выйти из роли виновного; нежелательно и продолжение жизни.34-35.- Посредника между Богом и Иовом нет; впрочем равный суд, обеспечивающий ему возможность доказать свою невинность, может состояться и под тем условием, если Господь на время прекратит страдания, - перестанет быть его врагом (ср. (Иов 23:3-7). Со своей же стороны Иов в состоянии доказать невинность, так как он "не таков сам в себе", - его совесть не делает таких упреков, которые ставили бы его в безответное положение пред Богом.



